Новости
Дискуссия о будущем саморегулирования: Международная конференция «Практическое саморегулирование»

3 декабря 2015

2 декабря 2015 года в третий раз состоялось главное мероприятие в сфере саморегулирования – Международная конференция «Практическое саморегулирование».

Центральной темой Конференции стало обсуждение Концепции развития механизмов саморегулирования. Как известно, существует два диаметрально противоположных подхода к регулированию деятельности профессиональных и предпринимательских сообществ:

  • первый – полностью государственное регулирование, когда чиновник решает, что и как делать профессионалу и предпринимателю, как развивать соответствующие сферы деятельности;
  • второй – полное «самоуправление» профессионалов и предпринимателей, когда Государство выполняет лишь роль «ночного сторожа», а профессиональные вопросы решают сами профессионалы.

Именно о разумном распределении полномочий между государственным регулятором и субъектами саморегулирования идет дискуссия представителей профессионального и предпринимательского сообщества, потребителей их товаров / работ / услуг и представителей органов власти разного уровня при формировании Концепции совершенствования механизмов саморегулирования в России (далее – Концепция).

Краткая справка о Концепции.

27.05.2014 г. Поручением Президента РФ ПР-1168 установлена необходимость формирования общегосударственной модели саморегулирования. 29.01.2015 г. на заседании Правительства РФ одобрен проект Концепции, представленный Министром экономического развития А.В. Улюкаевым.

Анализ проекта Концепции, проведенный Советом по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Торгово-промышленной палаты РФ (далее – Совет по саморегулированию ТПП), показал, что он во многом учитывает позицию профессионального и предпринимательского сообщества, сформулированную в т.ч. на II Международной конференции «Практическое саморегулирование» 20.11.2014 г.

Вместе с тем профессиональное и предпринимательское сообщество считает необходимым уточнить отдельные положения проекта Концепции. Внесение этих правок, незначительных по объему, но существенных по содержанию, создаст необходимые условия для становления и развития саморегулирования с учетом многообразия форм профессиональных и саморегулируемых сообществ.

Профессиональным и предпринимательским сообществом подготовлен ряд сущностных уточнений в Концепцию – именно они стали главным предметом обсуждения на Конференции. Концепция с поправками, подготовленными профессиональным и предпринимательским сообществом, как общественный договор между всеми заинтересованными сторонами стала главным предметом обсуждения на Конференции. В подготовке Концепции и уточнений к ней активное участие приняли представители профессионального оценочного сообщества, например, профильную группу Совета ТПП по саморегулированию «Стратегия развития саморегулирования в России» возглавляет Президент НП «СРОО «Экспертный совет» А.В. Каминский.

 

Концепция призвана стать согласованным руководством к действию для всех участников саморегулирования (предпринимателей и профессионалов, СРО и их национальных объединений, представителей органов власти, потребителей товаров, работ и услуг), а также инициировать внесение изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 г. №315-ФЗ и отраслевое законодательство.

 

А.В. Каминский выступил модератором ключевой секции Конференции «Концепция и Стратегия развития саморегулирования». В своем выступлении он сообщил об этапах разработки и корректировки Концепции, о ее роли в развитии института саморегулирования. Было отмечено, что особое значение имеет соблюдение логического порядка нормотворчества: утверждение Концепции → внесение изменений в базовый закон 315-ФЗ → соответствующая адаптация отраслевого законодательства. Концепция с подготовленными изменениями уже получила поддержку Совета ТПП РФ по саморегулированию (28 октября и 12 ноября 2015 года) и участников Общественных слушаний в Общественной палате РФ (10 ноября 2015 года).

Одним из наиболее дискуссионных вопросов Конференции стала проблема обеспечения имущественной ответственности. Члены Совета ТПП РФ по саморегулированию убеждены, что для полноценного развития саморегулирования «по сути» необходима множественность инструментов, которая позволит самим СРО выбирать механизмы обеспечения имущественной ответственности, которые наиболее эффективны в конкретной ситуации. В докладе Директора Национальной Ассоциации Экспертов экономической безопасности М.М. Ворониной было наглядно показано, что для полноценного использования компенсационного фонда требуются идеальные рыночные условия. В реальных же условиях механизм не работает - формирование компенсационного фонда несет для СРО дополнительные риски и приводит к обесцениванию (средняя доходность от их размещения ~ в 2 раза ниже инфляции).

Не меньшее внимание привлекли выступления других докладчиков секции:

  • К.Н. Апрелева, Сопредседателя Совета ТПП РФ по саморегулированию, вице-президента Российской Гильдии Риэлторов – «Как повысить эффективность системы управления в СРО, профессиональных и Национальных объединениях»;
  • С.В. Афанасьева, Ответственного секретаря РОО «Общественный совет по развитию саморегулирования» – «Дополнительные преимущества для членов СРО и снижение дублирующих функций»;
  • В.П. Мозолевского, Генерального директора Ассоциации «Сахалинстрой» – «Ключевые недостатки попыток развития и становления саморегулирования в областях экономики»;
  • Ю.И. Мхитаряна, Академика Международной академии информатизации, советника Председателя ФМОС «Деловая Россия», генерального директора СРО Союз «СтройСвязьТелеком» – «Совершенствование Стратегии и Концепции саморегулирования»;
  • Н.А. Рыбиной, Вице-президента Межрегиональной общественной организации содействия деятельности патентных поверенных «Палата патентных поверенных» – «Роль саморегулирования для совершенствования института патентных поверенных и развития системы охраны интеллектуальной собственности»;
  • К.С. Логинова, Члена методологического комитета «Рейтинговое агентство строительного комплекса» – «Анализ развития саморегулирования в строительной отрасли»;
  • О.А. Носовой, Генерального директора СРо аудиторов НП ААС – «Проблемы саморегулирования аудиторской деятельности»;
  • Л.В. Усович, Заместителя руководителя рабочейг группы АСИ по регистрации прав собственности – «Роль национального объединения при обязательности членства в СРО (позиция экспертов)»;
  • И.А. Шевцовой, Генерального директора НП СРО «ДСО» – «7 шагов развития саморегулирования»;
  • Е.В. Петровской, Генерального директор НП СРО «АРМО» – «Роль саморегулируемых организаций в наицональной системе квалификаций»;
  • А.В. Любинского, Генерального директора НП СРО «МОООП «Ярд» – «Способы противодейтсвия недобросовестным СРО»;
  • Г.В. Бабинцева, Генерального директора ООО «Интелкон» – «Оценка эффективности саморегулирования и ее использования в профессиональной и нормотворческой деятельности»;
  • Е.В. Рябых, Руководителя юридического департамента СРО «РОСО» – «Позиционирование института саморегулирования в обществе, восприятие обществом и государством, реальность и пути совершенствования».

Во всех докладах особо подчеркивалась мысль о том, что саморегулирование оказывает прямое влияние на развитие общественных институтов и экономики страны, является важным элементом Гражданского общества в целом.

Параллельно велась работа в тематических секциях:

  • «Правовые аспекты саморегулирования. Особенности третейского судопроизводства и медиации» (модератор – Генеральный директор СРО НП «ЭнергоСтройАльянс» Д.Л. Мурзинцев);
  • «Стандарты и правила профессиональной и предпринимательской деятельности в отраслях саморегулирования» (модераторы: Е.В. Петровская и И.А. Шевцова);
  • «Открытость и публичность системы саморегулирования» (модератор – Председатель Комитета НОСТРОЙ по информационной политике А.В. Трапицын);
  • «Необходимость создания сервисов и преимуществ для членов некоммерческих организаций» (модераторы: М.М. Воронина и Начальник отдела методологии и нормотворчества НОСТРОЙ Р.А. Ковнер).

В рамках пленарного заседания Конференции выступили руководители и представители ключевых профессиональных площадок и государственных ведомств:

  • Президент Торгово-промышленной палаты РФ С.Н. Катырин;
  • Министр РФ (Открытое Правительство) М.А. Абызов;
  • Директор Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России А.И. Херсонцев.

Пристальное внимание участников Конференции вызвал доклад А.И. Херсонцева. Анализ базового закона 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», проведенный Минэкономразвития, показал, что он обладает низкой универсальностью, его положения не всегда применимы ко всем саморегулируемым отраслям. Было принято решение сформировать «исчерпывающий» перечень видов деятельности, для которых участие в СРО является обязательным (10 отраслей). Минэкономразвития не отказывается от курса на делегирование надзорных функций профессиональному сообществу. Тем не менее, принцип исключения дублирования контроля реализовать будет непросто, особенно в строительной отрасли.

Позиция Минэкономразвития в части Концепции во многом сходится с мнением профессионального и предпринимательского сообщества. Основные расхождения остались по следующим вопросам:

  • Минэкономразвития России не видит альтернатив компенсационному фонду (Сообщество настаивает на множественности механизмов обеспечения ответственности, считая компенсационные фонды не лучшим вариантом, предлагает ввести множество механизмов ответственности и право СРО выбора механизма хотя бы для СРО с добровольным членством);
  • Минэкономразвития не видит альтернатив Управляющим компаниям, через которые СРО во многих сферах деятельности обязаны размещать средства компенсационных фондов (Сообщество считает Управляющие компании неэффективной «прослойкой», приводящей к дополнительному обесцениванию средств компенсационного фонда);
  • Минэкономразвития считает целесообразным в 315-ФЗ закрепить детальную регламентацию процедур контроля СРО за своими членами (Сообщество считает указанные процедуры внутренним делом СРО – они должны формироваться, исходя из специфики конкретной сферы деятельности, пройти практическую апробацию прежде, чем  закрепляться законодательно);
  • Минэкономразвития считает, что Национальные объединения СРО должны формироваться не менее чем 75% СРО, объединяющими не менее 50% субъектов соответствующей сферы деятельности (Сообщество считает, что второе условие формирования национального объединения необходимо исключить, поскольку оно вводит законодательную преференцию для «больших» СРО, что приведет к гонке за размером членской базы в ущерб качеству контроля деятельности).

В поправках к 315-ФЗ предлагается ввести новый инструмент – «соглашение о признании» (в добровольных сферах государственные регуляторы могли бы заключать соглашения с СРО, в рамках которых функции по государственному контролю за членами СРО молги бы передаваться самим СРО). По мнению А.И. Херсонцева, эта тема может стать «революционной» с точки зрения развития института саморегулирования.

М.А. Абызов в своем выступлении подчеркнул, что любые законодательные инициативы должны обсуждаться публично, с участием профессионального сообщества. В качестве следующей дискуссионной площадки были предложены парламентские слушания по законопроекту о внесении изменений в закон о саморегулируемых организациях 315-ФЗ.

 

Участники Конференции проголосовали за Резолюцию мероприятия, в которой поддержали доработанную с учетом предложений профессионального и предпринимательского сообщества Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования и приняли решение направить ее в Правительство России для рассмотрения и утверждения.

Можно констатировать эффективность резолюций, принятых на Конференции. В прошлом году удалось изменить тренд с возврата к госрегулированию к развитию саморегулирования.Конференция 2015 года разительно отличается в позитивную и конструктивную сторону. В повестке дня стояли практические вопросы и конкретные предложения по повышению эффективности  саморегулирования.

По сложившейся традиции, Конференция задает тренд на информационную открытость и публичность деятельности – весь день мероприятие транслировалось на профильном сайте (видеозапись работы всех секций будет доступна позже).

 

В заключительной части Конференции прошла процедура награждения победителей Национальной премии «Практическое саморегулирования». В этом году НП «СРОО «Экспертный совет» стало победителем в номинации «Лучшая пресс-служба СРОО», с чем и поздравляем все Партнерство и лично специалиста пресс-службы Марию Чеснокову.

 

 

 

 

 

Материалы по теме:

документ создан 3.12.2015 09:25 , последнее изменение 7.12.2015 09:46
5.1
5. Пресс-центр