Новости
В Государственной Думе обсудили ряд законопроектов и итоги ГКО в Московской области

16 ноября 2018

07 ноября 2018 г. состоялось очередное заседание Рабочей группы Государственной Думы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности». В мероприятии приняли участие Депутаты Государственной Думы, представители Минэкономразвития России, Росреестра, Федеральной налоговой службы, Министерства имущественных отношений Московской области, ГБУ Москвы, Московской, Ленинградской и Рязанской областей, Торгово-промышленной палаты РФ, представители профессионального оценочного сообщества и профильные СМИ. В рамках заседания велась видео- и текстовая трансляция мероприятия.


На фото слева направо: А.В. Каминский, Председатель Комиссии по ГКО и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре, Президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет», С.М. Катасонов, Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, Заместитель председателя Рабочей группы, И.С. Радченко, Президент международного клуба инвесторов «Интеграция», Заместитель председателя Рабочей группы по PR

Насыщенная повестка дня включала 6 вопросов, главными из которых стали:

  • рассмотрение актуальных законодательных инициатив, касающихся предлагаемых изменений в 135-ФЗ в части квалификационного экзамена оценщиков: законопроектов № 471741-7 (авторы - депутаты ГД С.А. Жигарев, С.М. Катасонов) и № 381390-7 (авторы - депутаты ГД Н.П. Николаев, Д.В. Сазонов и др.);
  • в 135-ФЗ и 237-ФЗ в части совершенствования государственной кадастровой оценки;
  •  в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
  • итоги проведения государственной кадастровой оценки в Московской области.

Участники заседания Рабочей группы

 

1. О законопроектах «О внесении изменений в 135-ФЗ в части квалификационного экзамена оценщиков» № 471741-7, авторы - депутаты ГД С.А. Жигарев, С.М. Катасонов и № 381390-7, авторы - депутаты ГД Н.П. Николаев, Д.В. Сазонов и др. 

Первый Заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, Заместитель председателя Рабочей группы С.М. Катасонов проинформировал участников заседания о рассмотрении законопроекта 471741-7 на заседании Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. Он напомнил суть законопроекта:

1. сокращение срока между пересдачами квалификационного экзамена с 90 до 30 дней;
2. не требуется подтверждение стажа в целях получения квалификационного аттестата тем оценщикам, которые уже состояли в СРОО на 01.07.2017 г.;
3. отмена требования каждые три года сдавать квалификационный экзамен.

Сергей Михайлович обратил внимание, что Комитет отложил рассмотрение законопроекта в связи с отрицательном отзывом Правительства, в котором отмечено, что Правительство не поддерживает отмену нормы по сдаче квалификационного экзамена каждые три года, так как это не экзамен «на вход в профессию», как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, а квалификационный экзамен.  

Президент Ассоциации А.В. Каминский обратил внимание, что Минэкономразвития в своих письмах неоднократно указывало, что квалификационный экзамен — это экзамен на «вход в профессию». Эта же позиция отражена в письмах Администрации Президента и Решении Верховного суда. Если это квалификационный экзамен, то в случае его не сдачи деятельность оценщика должна быть приостановлена. Сейчас же наличие квалификационного аттестата является обязательным условием членства в СРОО, и оценщик каждые три года рискует быть исключённым из СРОО. Сейчас этот экзамен не «на вход», а «на выход» из профессии. 

Вице-президент РОО Е.И. Нейман призвал участников обратить внимание на коллизию, которая может возникнуть с 01 июля 2019 г. в связи с тем, что согласно ст. 8 238-ФЗ независимую оценку квалификаций проводит Центр оценки квалификации. Однако квалификационный экзамен оценщиков проводится ФБУ «ФРЦ» согласно Приказу №240 от 19.05.2017 г. при том, что в 238-ФЗ ст. 3 нет упоминания об этой организации, а присвоение какой-либо квалификации не предусмотрено законодательством


На фото слева направо: Е.В. Федоров, Управляющий ЗАО «Многопрофильный деловой центр», Вице-президент РОО Нейман Е.И., Апрелев К.Н., Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности

Заместитель директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ И.М. Филиппова заметила, что данный вопрос обсуждался Министерством, получена позиция Минтруда о том, что коллизий нет и в будущем не возникнет.

С.М. Катасонов отметил, что вопрос пересдачи экзамена раз в три года необходимо внести на рассмотрение на Пленарном заседании ГД от Рабочей группы, т.к.  профессиональное сообщество активно выступает за отмену данной нормы. На Пленарное заседание ГД будут направлены поправки к законопроекту 381390-7, рассмотренные на заседании Рабочей группы.

С.М. Катасонов предложил подготовить также письмо на И.Э. Торосова, заместителя министра экономического развития, курирующего оценочную деятельность, с обоснованием необходимости вернуться к обсуждению вопроса по отмене сдачи квалификационного экзамена каждые три года в связи с нецелесообразностью.

 

2. Обсуждение проекта закона «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования ГКО», размещенного на http://regulation.gov.ru/projects#npa=81912.

Заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития А.П. Берестянский представил основные положения законопроекта. Он обратил внимание, что больше всего вопросов вызывают предложения по изменению концепции оспаривания кадастровой стоимости. Авторы предлагают после первой кадастровой оценки, проведённой ГБУ, Комиссии упразднить, а все обращения заявителей, в том числе по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной на основе отчёта об оценке, направлять в ГБУ. При этом в случае отрицательного решения ГБУ, заявители смогут обратиться в суд с заявлением о признании решения ГБУ не действительным.

В свою очередь Президент Международного Клуба «ИНТЕГРАЦИЯ», Заместитель председателя Рабочей группы по PR И.С. Радченко обратила внимание на то, что многие представители бизнеса считают, что оспорить кадастровую стоимость в ГБУ будет практически невозможно. В комментариях к ее статье «За кадастр ответишь», которая уже стала одной из самых обсуждаемых статей о кадастровой оценке, участники обсуждения отмечают, что для малого и среднего бизнеса налоговое бремя в виде налога на имущество 1,5-2,0% от кадастровой стоимости существенно влияет на жизнеспособность предприятий.

По данному вопросу Заместитель руководителя Росреестра Н.С Самойлова отметила, что хотя общей закономерности по оспариванию КС не выявлено и статистика очень сильно разница от региона к региону, от года проведения КО и других факторов, тем не менее именно суды снижают КС на 50%, 60% и более.


На фото слева направо: И.М. Филиппова, Заместитель директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ, А.П. Берестянский, Заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития, Заместитель руководителя Росреестра Н.С. Самойлова

Заместитель министра имущественных отношений Московской области Ю.Ю. Лавряков заметил, что на данный момент действует отработанная система оспаривания КС. В свою очередь предложенная в законопроекте система оспаривания КС имеет существенные недостатки. По его мнению, нельзя ограничивать возможность граждан и предпринимателей обращаться в суды для установления кадастровой стоимости в размере рыночной. Он подчеркнул, что за последние два года сложилась положительная судебная практика по оспариванию КС и результаты в суде носят объективный характер.

По мнению И.С. Радченко, гражданам и предпринимателям необходимо дать право оспаривать несправедливую налоговую базу в суде, а не принуждать обращаться только в ГБУ.


На фото слева направо: С.М. Катасонов, Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, Заместитель председателя Рабочей группы, И.С. Радченко, Президент международного клуба инвесторов «Интеграция», Заместитель председателя Рабочей группы по PR, О.А. Кастаньо, Заместитель начальника Управления налогообложения имущества Федеральной налоговой службы России, Ю.Ю. Лавряков, Заместитель министра имущественных отношений Московской области

Исполняющий обязанности генерального директора ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», Д.В. Ковалев выразил мнение, что суть данного законопроекта не решает проблем оспаривания КС, но на ГБУ возлагается существенная ответственность. Он предложил оставить федеральный закон в том же виде как минимум на два цикла в целях апробации.

Представитель оценочного сообщества, Управляющий ЗАО «Многопрофильный деловой центр» Е.В. Федоров подчеркнул, что предложенная схема МЭР без внесения изменений в КАС не жизнеспособна.

Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, Вице-президент Российской гильдии риэлторов, Заместитель председателя Общественного совета при Росреестре К.Н. Апрелев считает, что острая необходимость менять систему оспаривания кадастровой стоимости отсутствует, т.к. в существующей системе оспаривания уже наработаны определенные компетенции, а в соответствии с законопроектом ГБУ фактически будет заниматься экспертизой отчётов об оценке и выносить единоличное решение (устанавливать кадастровую стоимость в размере рыночной или нет), хотя ГБУ является только одной из сторон в споре.


К.Н. Апрелев, Председатель Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, Вице-президент Российской гильдии риэлторов, 
Заместитель председателя Общественного совета при Росреестре

Д.В. Ковалев, Исполняющий обязанности генерального директора ГБУ «Центр имущественных платежей и жилищного страхования», г. Москва

 

А.В. Каминский считает, что оспаривание кадастровой стоимости (установление кадастровой стоимости в размере рыночной на основе отчёта об оценке) как в досудебном, так и в судебном порядке, как цивилизованный институт, необходимо сохранить и развивать. Он выразил общую позицию участников РГ, что в 237-ФЗ необходимо вносить изменения, в связи с чем задачей РГ является выработка консолидированных предложений по поправкам к 237-ФЗ. С.М. Катасонов поддержал идею создания подгруппы для выработки замечаний и предложений к законопроекту по поправкам в 237-ФЗ и предложил назначить Директора ГБУ Рязанской области А.Ю. Ульянова ответственным. 


На фото слева направо: А.Ю. Бойко, Заместитель директора ГБУ Ленинградской области, А.Ю Ульянов, Директор ГБУ Рязанской области

Главный редактор Информагентства «Строительство» А.М. Гусев поинтересовался возможностью апробации законопроекта на 2-3 субъектах РФ. В свою очередь А.П. Берестянский заметил, что переходный период в законопроекте уже предусмотрен, при этом некоторые нормы вступают в силу не сразу, а через установленное время. Кроме того, в законопроекте предлагается поправка, что при оспаривании КС необходимо будет определять РС на текущую дату, а не на дату определения КС, как это предусмотрено в действующем законодательстве.

 

3. Итоги ГКО в Московской области.

Участники заседания обсудили итоги проведения государственной кадастровой оценки в Московской области. Ю.Ю. Лавряков отметил, что некоторые СМИ разместили информации о резком росте новой КС в Московской области, что не соответствует действительности. Он заметил, что в целом резкого роста нет.

По результатам ГКО наблюдается снижение кадастровой стоимости до 20% на земельные участки для 2,5 млн. граждан. Данный показатель скомпенсирован ростом кадастровой стоимости до 23% на новые торговые центры вблизи МКАД. При этом налоговая нагрузка на имущественные комплексы ТЦ в Московской области в 1,7-2,2 раза ниже, чем в Москве. Таким образом, прогнозируемый рост налогов +300 млн руб. в год, снижение земельного налога на 1 млрд руб. компенсируется ростом +1,3 млрд руб. налога на ОКС.

Ю.Ю. Лавряков заметил, что была предусмотрена возможность уточнения промежуточных результатов КС до утверждения и публичного обсуждения 14.09-12.11.2018 с помощью следующих инструментов:

  • ознакомление с предварительными результатами на сайтах РПГУ, ГБУ, Росреестра;
  • 50 дней для направления замечаний, до 02.11.2018;
  • подача заявлений через РПГУ, ГБУ, МФЦ, Минимущество;
  • обсуждение замечаний со всеми ОМС.

При этом после утверждения результатов 30.11.2018 снизить кадастровую стоимость в упрощённом порядке также будет возможно путём направления обращений через РПГУ, МФЦ, ГБУ, Минимущество.

Ю.Ю. Лавряков отметил, что согласно распоряжению Минимущества корректировка КС без оспаривания идет только в сторону уменьшения. Он рассказал, что по уточнению промежуточных результатов КС поступило 10 500 обращений в ГБУ, по предварительным результатам из них выявлено около 35% ошибок. Также он считает, что необходимо из законопроекта исключить избыточность усиления надзора Росреестра за деятельностью ГБУ и его руководителя.

А.В. Каминский рассказал присутствующим о специализированном сервисе provernalog.ru, который помогает гражданам и бизнесу с минимальными усилиями (и без финансовых затрат) узнать величину кадастровой стоимости своих объектов, насколько она изменилась относительно результата предыдущей кадастровой оценки, какие параметры объектов были использованы ГБУ при определении кадастровой стоимости.


Специализированный сервис по определению величины кадастровой стоимости объектов provernalog.ru

Эта информация помогает налогоплательщикам понять, насколько корректно определена кадастровая стоимость объектов и при необходимости подготовить замечания в ГБУ для исправления ошибок. 


Предоставляемая сервисом информация о величине кадастровой стоимости объектов  

В целом сервис направлен на обеспечение публичности и повышение качества результатов кадастровой оценки, на формирование баланса интересов между налогоплательщиками и органами власти.


Информация об изменении кадастровой стоимости жилого объекта

 Участники заседания приняли решение, что данный сервис функционирует при поддержке Рабочей группы.

А.С. Федотов, Директор ООО «Бизнес Фаворит», г. Брянск

М.С. Мороз, Генеральный директор ООО «ПроБизнесОценка», г. Самара

  

4. О проекте закона «О внесении изменений в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Данный законопроект предполагает внесение изменений в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и направлен на развитие гражданско-правового института саморегулирования и повышение его эффективности. Предложенные меры также призваны повысить привлекательность института саморегулирования для отраслей, в которых оно ещё не введено.

Проект предусматривает сущностные изменения в Закон о СРО:

  • внесение существенных изменений в понятие «саморегулирование». В законе предполагается разделение компетенций внутри элементов саморегулирования (между СРО, Национальным объединением СРО и госрегулятором), наделение их специфическими правами и обязанностями;
  • установление за Национальными объединениями и СРО права разработки стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности (отраслевых стандартов) в соответствующей сфере (виде деятельности). Данное предложение позволит устанавливать наиболее эффективные взаимоотношения с потребителями (с учетом использования современных технологий и сохранением высокого уровня конкурентоспособности в отрасли), без необходимости привлечения усилий со стороны государства;
  • предоставление СРО права определения вида обеспечения дополнительной имущественной ответственности перед потребителями. 

Предполагается, что благодаря этому механизму происходит работа по выявлению недобросовестных членов профсообщества, снятию напряженности во взаимоотношениях с потребителями (в т.ч. досудебное урегулирование споров), установлению взаимной ответственности членов профсообщества друг за друга;

  • введение новелл (ст. 25-34), содержащих положения о Национальном объединении саморегулируемых организаций. 

Основной задачей Национального объединения является выработка консолидированной позиции профессионального сообщества (через участие их в СРО), представление и отстаивание ее перед государственными органами власти, а также выработка и установление единых отраслевых стандартов;

  • установление особенностей корпоративного управления в СРО и национальном объединении.

С.В. Федорова, оценщик, судебный эксперт, г. Иркутск

С.В. Горев, руководитель Комитета по региональному развитию Ассоциации «СРОО «Экспертный совет»

 

5. «Итоги Пресс-конференции в Парламентской газете 08.10.18. Создание конкурсной комиссии по подведению итогов на лучшего журналиста, пишущего о проблематике имущественных налогов и ГКО».

Радченко И.С. рассказала о пресс-конференции, которая прошла в Парламентской газете и ее итогах. Она сообщила, что на конкурс «Лучший журналист, пишущий о проблематике имущественных налогов и ГКО» прислано уже несколько десятков статей. Для подведения итогов конкурса предложено сформировать конкурсную комиссию по выбору лучшего журналиста, пишущего о проблематике имущественных налогов и ГКО, в составе: И.С. Радченко (Председатель конкурсной комиссии), С.М. Катасонов, А.В. Каминский и К.Ю. Кулаков.

 

 

 

 

 

 

Материалы по теме: 

  • раздаточный материал заседания Рабочей группы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» от 07.11.2018;
  • текстовая трансляция заседания в сети facebook*;
  • сервис provernalog.ru;
  • информация о предыдущих заседаниях Рабочей группы «Совершенствование законодательства в сфере кадастровой оценки, имущественных налогов и оценочной деятельности»: раздватричетырепять, шесть

 

(*) соцсеть принадлежит компании «Мета» (Meta Platforms Inc.), данная организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ

 

документ создан 16.11.2018 11:16 , последнее изменение 16.11.2018 11:17
5.1
5. Пресс-центр