Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

Общая информация

Под «оспариванием» понимается установление кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости.  До 01.01.2020 государственная кадастровая оценка могла проводиться в соответствии с законодательством РФ о государственной кадастровой оценке либо законодательством об оценочной деятельности (переходный период с 01.01.2017 по 01.01.2020).

В настоящее время данная процедура регламентирована следующими основными документами:

  • Федеральным законом от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»;
  • Приказом Минэкономразвития России от 17.11.2017 №620 «Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости».

Одновременно с этим, в отношении ранее определенных (по старым правилам) кадастровых стоимостей объектов действуют следующие положения:

  • Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 24.19);
  • Порядок создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 04.03.2012 № 263.

В процессе оспаривания кадастровой стоимости важная роль отводится Оценщику, который готовит отчет об оценке рыночной стоимости соответствующего объекта оценки. С конца 2011 года оценка для целей оспаривания стала одним из важных направлений деятельности Оценщиков по всей территории России. В настоящем разделе представлена подборка материалов по оспариванию результатов кадастровой оценки, которая может быть полезна как Оценщикам и Заказчикам услуг по оценке, так и другим заинтересованным лицам. 

Ассоциация, действуя в интересах Оценщика, оказывает всестороннюю методическую поддержку по вопросам оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

По результатам обобщения наиболее частых вопросов (по старым правилам) подготовлены аналитические и методические материалы:

 

Почему возникает необходимость оспаривания

1. Отсутствие достаточных и достоверных исходных данных как по объекту недвижимости, так и по аналогичным объектам. Рынки недвижимости многих регионов не достаточно развиты. В отдаленных районах субъектов РФ практически не найти информацию о сделках, либо она носит разрозненный и противоречивый характер.

2. Отсутствие информации обо всех значимых ценообразующих факторах объектов оценки. Информация об объектах недвижимости, учитываемая в базе данных Росреестра, носит весьма ограниченный характер. Однако при проведении массовой оценки оценщик основывается главным образом на ней.

3. Прямое участие административного ресурса. Местные органы власти, являясь заинтересованными лицами, могут оказывать давление на оценщика, что негативно влияет на результат.

Подробнее о том, как это было ранее, читайте:

 

Мониторинг работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также оспаривания результатов кадастровой оценки через суд

Результаты определения кадастровой стоимости, полученные в установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» порядке, могут быть оспорены в комиссии в случае ее создания уполномоченным органом субъекта Российской Федерации или в суде.

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности информация о результатах рассмотрения заявлений Комиссиями (протоколы и решения Комиссий, обобщенная информация) размещается в подразделе «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» раздела «Кадастровая оценка» интернет-сайта Росреестра

За период с 01.01.2020 по 31.03.2020 в созданные при территориальных органах Росреестра комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости поступило 4 142 заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в отношении 6 064 объектов недвижимости. К рассмотрению принято 3 130 заявлений в отношении 4 506 объектов недвижимости, отозвано заявителями 67 заявлений (117 объектов недвижимости), не принято к рассмотрению 885 заявлений.

Из общего числа заявлений, принятых Комиссиями к рассмотрению, решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости принято в отношении 1 479 заявлений (2 177 объектов недвижимости), о пересмотре кадастровой стоимости – в отношении 16 заявлений (16 объектов недвижимости), о невозможности изменения величины кадастровой стоимости – в отношении 856 заявлений (1 235 объектов недвижимости), 22 заявления (22 объекта недвижимости) были отозваны заявителями до принятия решения Комиссией.

 

Полезные ссылки по теме «Оспаривание результатов кадастровой оценки»:

  • база данных Росреестра с отчетами об определении кадастровой стоимости;
  • оспаривание результатов определения кадастровой стоимости (обобщение практики и опыта);
  • пример отчета об оценке, выполненный для целей «оспаривания»;
  • выбор даты оценки при оценке для целей оспаривания (установления кадастровой стоимости в размере рыночной);
  • методические вопросы оценки для целей оспаривания;
  • рекомендации НКС при Федеральном арбитражном суде Поволжского округа на тему: «Актуальные правовые проблемы оборота недвижимости и земельных правоотношений». 

 

Прочие материалы по теме:

 

3.2
3. Деятельность