Оспаривание результатов определения кадастровой стоимости

Общая информация

Под «оспариванием» понимается установление кадастровой стоимости объекта в размере его рыночной стоимости. Данная процедура регламентирована следующими основными документами:

  • Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (статья 24.19);
  • Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.03.2012 № 263.

В процессе оспаривания кадастровой стоимости важная роль отводится Оценщику, который готовит отчет об оценке рыночной стоимости соответствующего объекта оценки. С конца 2011 года оценка для целей оспаривания стала одним из важных направлений деятельности Оценщиков по всей территории России. В настоящем разделе представлена подборка материалов по оспариванию результатов кадастровой оценки, которая может быть полезна как Оценщикам и Заказчикам услуг по оценке, так и другим заинтересованным лицам. 

Ассоциация, действуя в интересах Оценщика, оказывает всестороннюю методическую поддержку по вопросам оспаривания результатов определения кадастровой стоимости.

По результатам обобщения наиболее частых вопросов подготовлены аналитические и методические материалы:

Почему возникает необходимость оспаривания

1. Отсутствие достаточных и достоверных исходных данных по аналогичным объектам. Рынки недвижимости многих регионов не достаточно развиты. В отдаленных районах субъектов РФ практически не найти информацию о сделках, либо она носит разрозненный и противоречивый характер.

2. Отсутствие информации о всех значимых ценообразующих факторах объектов оценки. Информация об объектах недвижимости, учитываемая в базе данных Росреестра, носит весьма ограниченный характер. Однако при проведении массовой оценки оценщик основывается главным образом на ней.

3. Недостаточный профессионализм исполнителей. Проведение аукционов по кадастровой оценке привело к массовому ценовому демпингу и притоку оценщиков, не имеющих необходимой квалификации и опыта кадастровой оценки. В отчетах об определении кадастровой стоимости зачастую используется некорректная методология или излишне упрощенная модель ценообразования. Фактически на стоимость объекта существенно влияет около десятка разных характеристик, при этом в модель иногда попадает около 3-4 фактора.

4. Участие административного ресурса. Местные органы власти, являясь заинтересованными лицами, зачастую оказывают давление на оценщика, что может негативно влиять на результат.

Подробнее читайте:

Мониторинг работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также оспаривания результатов кадастровой оценки через суд

По состоянию на 22.11.2012 Комиссии были созданы в 80 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с законодательством об оценочной деятельности информация о результатах рассмотрения заявлений Комиссиями (протоколы и решения Комиссий, обобщенная информация) размещается в подразделе «Рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости» раздела «Кадастровая оценка» интернет-сайта Росреестра

Из субъектов Российской Федерации, где Комиссии уже созданы, заявления рассматривались в 15 Комиссиях.

Всего в Комиссии поступило 1736 заявлений по 2361 объектам недвижимости, из них рассмотрено – 1700; из которых отозвано – 20; возвращено – 249; положительно рассмотрено – 1167; в удовлетворении заявленных требований отказано – 104; отклонено – 160.

Подробности в материале Анализ работы комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости 

Полезные ссылки по теме «Оспаривание результатов кадастровой оценки»:

 

Прочие материалы по теме:

3.2
3. Деятельность