Новости
Общественная экспертиза законопроекта №1060652-6 «О государственной кадастровой оценке»
31 мая 2016 года Общественная палата Российской Федерации провела «Нулевое чтение» законопроекта №1060652-6 «О государственной кадастровой оценке». Участники «Нулевого чтения» обсудили поправки в законопроект, которые позволят минимизировать риски его принятия (видеозапись).
В мероприятии приняло участие свыше 70 человек – среди них были представители профессионального сообщества, бизнеса, крупных инвесторов, органов исполнительной (Контрольное Управление Президента РФ, Росреестр) и законодательной власти (депутаты ГД РФ нескольких фракций).
Мероприятие открыл модератор «Нулевого чтения» – председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Д.В. Сазонов. Он напомнил, что тема реформирования кадастровой оценки обсуждалась на двух Общественных слушаниях, состоявшихся в Общественной палате РФ (в октябре 2015 г. и марте 2016 г.). На прошедших мероприятиях удалось сформировать консолидированную позицию как оценочного сообщества, так и профессионалов других рынков: законопроект (надо отметить, что тогда обсуждались другие его редакции) полон противоречий и не решает существующих проблем системы ГКО (рабочие тезисы «нулевого чтения»).
Развернутый анализ положений законопроекта и последствий его принятия был представлен в докладе Руководителя Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре, Президента Партнерства А.В. Каминского, который сообщил об обоснованно жесткой критике законопроекта со стороны профессионалов оценки. Не предлагается эффективных решений для главной проблемы кадастровой оценки – некачественной исходной информации. Государственные бюджетные учреждения, которым законопроект предлагает передать кадастровую оценку, по неясной причине будут отвечать гораздо менее строгим требованиям, чем независимые оценщики. Кроме того, докладчик отметил: теперь, при передаче экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости из СРОО в Росреестр, сотрудникам ведомства необходимо будет проводить контроль качества более 300 отчетов в год (каждый из которых представляет собой многосоставный анализ десятков-сотен тысяч, а иногда и миллионов различных видов объектов оценки). Что симптоматично, для этой обширной задачи не предусмотрено ни дополнительного финансирования, ни привлечения специалистов. В целом, тренд развития законодательства свидетельствует о том, что авторы законопроекты стремятся завершить отрыв кадастровой стоимости от реальной рыночной и, следовательно, упразднить институт оспаривания.
Член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Т.А. Мамедов отметил, что авторы законопроекта продолжают избегать общественных обсуждений своих инициатив. Особую тревогу вызывает средоточие всего контроля над проведением кадастровой оценки в администрации отдельного субъекта: «Попробуйте что-нибудь доказать оценщику, у которого местная администрация – это и работодатель, и крыша».
Член Комиссии по развитию малого и среднего бизнеса Общественной палаты РФ, заместитель Председателя Общественной палаты Свердловской области В.И. Винницкий и заместитель Председателя Уральской Торгово-промышленной палаты С.Б. Акулова выступили в онлайн-режиме. Представитель Уральской ТПП отметила, что методология проверки отчетов об определении кадастровой стоимости должна быть четко формализована: сейчас Комиссии по оспариванию в различных регионах используют разные методики, зачастую исходя из своих собственных внутренних убеждений о правильности. Кроме того, она обратила внимание на то, что в любой сложной системе необходимо придерживаться преемственности: недопустимо менять законодательство при каждой выборной кампании.
Вице-президент Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков», член Совета Партнерства К.Ю. Кулаков информировал участников о том, что случится с институтом оспаривания в случае принятия законопроекта. Резюмируя: оспорить, то есть привести результаты определения кадастровой стоимости в соответствие с рыночными реалиями будет очень сложно. Докладчик отметил, что механизмы как судебного, так и досудебного оспаривания эффективно работают. В пример были приведены статистические данные: зафиксировано понижение кадастровой стоимости в среднем на 30% в Комиссиях и на 40% в судах. Отдельно поднята тема снятия экспертизы СРОО, которая позволяет отфильтровывать некачественные отчеты об оценке и разгружает комиссии и суды.
Вице-президент Международной Академии ипотеки и недвижимости, Председатель Международного клуба инвесторов «ИНТЕГРАЦИЯ», Заместитель руководителя рабочей группы при Государственной Думе РФ по мониторингу законодательства в сфере имущественных налогов И.С. Радченко представила важный тезис: «главное для любого налогоплательщика – чтобы налог был а) доступным, б) справедливым». Непрозрачность процедуры кадастровой оценки, заложенная в законопроект, и отрыв от рыночных реалий неизбежно приведут к снижению инвестиционной активности в стране. Прозвучало жесткое предложение: ввести двух-, трехлетний мораторий на любые изменения в законодательство о кадастровой оценке.
Юрист-аналитик Центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «ОПОРЫ РОССИИ» Д.В. Мартынова предложила вести адресное информирование населения, собственников недвижимости, о том, как и когда проходит социально важная процедура государственной кадастровой оценки.
Представитель НП НКСО в Пермском крае, директор ООО «Пермский центр оценки» Т.Р. Шарипов призвал заняться подготовкой методических указаний о кадастровой оценке и предусмотреть ответственность за их неисполнение.
Вице-президент Российского общества оценщиков Е.И. Нейман подтвердил, что законопроект необоснованно вводит институт государственных кадастровых оценщиков, которому предлагается существовать параллельно с независимыми оценщиками. Как и предыдущие выступающие, Нейман отметил, что основная проблема системы ГКО носит технологический и логистический характер (прежде всего, некачественная информация в государственном кадастре недвижимости). Законопроект создает нормированное ценообразование и делает логически невозможным существование процедуры оспаривания.
Представители компании «Сургутнефтегаз» Т.Э. Арсланов и Г.А. Бурцев снова обратили внимание участников «нулевого чтения» на критическое состояние исходной базы для кадастровой оценки. Проверка текущих данных объектов собственности компании, размещенных в ГКН, выявила: на 25 тысяч объектов приходится 18 тысяч ошибок.
Заместитель председателя по вопросам оценочной деятельности и информационному обеспечению рынка недвижимости Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Торгово-промышленной палаты РФ В.В. Журба присоединился к критике ситуации с кадастром: пока государственные бюджетные учреждения не подготовят качественную исходную информацию, никакие законодательные поправки не возымеют должного эффекта.
Член профессиональной группы по оценке RICS (Королевское общество оценщиков) П.В. Карцев рассказал о результатах опроса членов RICS. Законопроект даже не приближается к решению проблемы некачественных исходных данных. По мнению выступающего, если создавать специальный законопроект, то в нем необходимо предусматривать механизмы накопления данных об объектах оценки и информации о рынке. Информация должна сводиться и публиковаться с тем, чтобы и бизнес, и независимые оценщики могли пользоваться этими данными. Карцев отметил, что в международной практике существуют институты и государственных, и независимых кадастровых оценщиков. Но во главе угла всегда стоит принцип приближения к рыночной стоимости. Кроме того, специалисты ГБУ должны выполнять все те требования, что предъявляются к оценщикам, в т.ч. в части образования и квалификации.
Старший менеджер-заместитель начальника управления сделок с имуществом ПАО «ЛУКОЙЛ» М.А. Козодаев сообщил, что системное завышение кадастровой стоимости началось с того, как субъекты начали платить за проведение оценки. Также было отмечено, что недопустимо отсутствие Комиссий по оспариванию в отдельных субъектах России, так как жители регионов должны иметь равный доступ к установлению рыночной стоимости своей собственности.
Заместитель руководителя Комиссии по оценке собственности «ОПОРЫ РОССИИ», исполнительный директор НП «Партнерство содействия деятельности фирм, аккредитованных Российским обществом Оценщиков» Н.С. Кузьмичев обратил внимание на коррупциогенный характер положений законопроекта: средоточие власти по установлению кадастровой стоимости в руках субъекта.
Член Правления, Председатель Экспертного совета НП «Кадастр-оценка» Ю.В. Сафонов призвал не противопоставлять интересы налогоплательщиков и государства: за справедливость (т.е. соответствие рыночным реалиям) кадастровой стоимости отвечают оценщики, а доступность налоговых платежей должна решаться с помощью продуманной системы налоговых ставок.
Главный консультант аппарата Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Е.В. Бадулина сообщила, что в настоящий момент законопроект готовится к рассмотрению в первом чтении (предположительно – июнь 2016 г.). Д.В. Сазонов обратился с предложением сформировать Рабочую группу при профильном Комитете.
Онлайн-трансляция мероприятия велась в профильной группе в «Фейсбуке».
В преддверии «нулевого чтения» законопроекта, 30 мая 2016 года, состоялась пресс-конференция в информационном агентстве «Интерфакс». В ней приняли участие К.Ю. Кулаков, И.С. Радченко, А.В. Каминский, а также депутаты Государственной Думы РФ – авторы альтернативного законопроекта, предлагающего эволюционный путь развития системы ГКО – И.Д. Грачев и А.Д. Крутов. Законодатели обязались продолжить активную работу по установлению баланса интересов налогоплательщиков и государства. Так, было предложено провести парламентские слушания по законопроекту.
Насыщенное обсуждение однозначно показало: • законопроект игнорирует ключевую проблему кадастровой оценки – некачественные исходные данные, • вводит институт государственных кадастровых оценщиков, несущих ответственность только перед своим работодателем – администрацией субъекта, являющейся одновременно заказчиком оценки, • отрицает необходимость приведения кадастровой стоимости в соответствие с рынком. По результатам мероприятия готовится Заключение, которое будет направлено в профильные комитеты Госдумы РФ.
По сообщению «РБК», 31 мая Комитет Госдумы РФ по земельным отношениям и строительству утвердил заключение по законопроекту, согласно которому предложенные правительством изменения «не решают ни один из наиболее острых вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются физические и юридические лица», а только изменяют статус оценщиков недвижимости.
Партнерство продолжает следить за развитием законодательства в области
кадастровой оценки.
Материалы по теме:
- законопроект №1060652-6 «О государственной кадастровой оценке»;
- позиция Партнерства по законопроекту;
- презентация А.В. Каминского;
- пресс-конференция в «Интерфаксе» 30.05.2016;
- Общественные слушания в Общественной Палате РФ на тему кадастровой оценки (первые, вторые);
- пресс-конференция в «Интерфаксе» 04.06.2015;
- позиция профессионального сообщества по законопроекту «О ГКО»;
- законопроект «О государственной кадастровой оценке в Российской Федерации»;
- статьи «Кадастровая оценка: сотрудничать нельзя противостоять!» и «Справедливые налоги на недвижимость под вопросом?»;
- теле- и радиоэфиры по тематике кадастровой оценки: НТВ, «Первый канал», «Эхо Москвы», РБК и еще раз РБК, «Россия 1»;
- группа Партнерства в «Фейсбуке».