Новости
Проблемы саморегулирования обсудили в Общественной палате РФ

1 ноября 2016

27 октября 2016 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись Общественные слушания «Пути законодательного совершенствования системы саморегулирования».

Общественные слушания открыл Валентин Вячеславович Агарков, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, отметив, что Общественные слушания проходят в рамках Дня малого и среднего предпринимательства Общественной палаты. И это логично, поскольку большинство членов СРО относятся как раз к малому и среднему бизнесу.

В мероприятии приняли участие более 80 человек. Среди них: члены Общественной палаты РФ, Минэкономразвития РФ, Центрального банка РФ, Росреестра, представители саморегулируемых организаций, общественных и профессиональных объединений, образовательных учреждений, государственных органов власти. На титульной странице сайта Общественной палаты РФ была организована прямая интернет-трансляция (видеозапись). Модератором мероприятия выступил член Комиссии по развитию малого и среднего предпринимательства ОП РФ Тахир Алиевич Мамедов.

Президент Партнерства, руководитель Рабочей группы «Стратегия развития саморегулирования» Совета Торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательской и профессиональной деятельности Алексей Владимирович Каминский рассказал о состоянии законодательства в области обязательного саморегулирования. В настоящий момент саморегулирование базируется на массе отраслевых законов о саморегулируемых организациях, большая часть которых входит в прямое противоречие с Концепцией совершенствования механизмов саморегулирования, разработанной Минэкономразвития России совместно с профессиональным сообществом и утвержденной Правительством России в декабре 2015 года (в соответствии с ней до конца 2016 г. должны были быть внесены поправки в базовый закон «О саморегулируемых организациях» №315-ФЗ от 01.12.2007 г., а отраслевое законодательство приведено в соответствие с утвержденной Концепцией и новой редакцией 315-ФЗ). Докладчик также обратил внимание на необходимость разработатки и принятия «Закона о законах», регламентирующего разработку, принятие и исполнение федеральных законов. Так, например, нередко на портале regulation.gov.ru процедуру общественного обсуждения проходит одна редакция законопроекта, а ко второму чтению в Государственной Думе в виде поправок появляется принципиально иной законопроект, изменяющий суть первоначального документа.

Председатель Центрального Совета саморегулируемой организации аудиторов «Аудиторская палата России», член Правления РСПП Александр Владимирович Турбанов рассказал о критической ситуации в аудиторской отрасли: количество СРО было искусственно ограничено законодательным путем. Представитель профессионального аудиторского сообщества заметил, что «правильное» количество СРО может определять только рынок.

    

Алексей Леопольдович Руф, председатель правления Совета по общественному надзору за развитием бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудита, продолжил тему и наглядно представил цифры: по базовому закону для всех СРО, для образования саморегулируемой организации необходимо 25 юридических или 100 физических лиц. При этом для аудиторской отрасли в проекте федерального закона (в редакции, существующей до 01.01.2015 г.) для создания СРО необходимо 500 юр.лиц или 700 физ.лиц. Дальше – больше: в редакции проекта ФЗ после 01.01.2015 г. цифры выросли в десятки раз (2000 юр.лиц и 10000 физ.лиц), и это при том, что членами СРО являются менее 21 тысячи аудиторов. В настоящий момент ни одна аудиторская СРО не соответствует таким требованиям к численности, это означает, что в отрасли останется одна или, максимум, две СРО. В конце мероприятия А.Л. Руф предложил рассмотреть возможность проведения аналогичных Слушаний по обсуждению ситуации в аудиторской отрасли.

Мария Михайловна Воронина, директор Национальной Ассоциации Экспертов экономической безопасности, руководитель Рабочей группы по вопросам финансовой политики и налогообложения саморегулируемых организаций Совета ТПП РФ по саморегулированию, подчеркнула неэффективность компенсационного фонда в качестве единственного механизма имущественной ответственности. В первую очередь компенсационный фонд может пострадать от инфляционных потерь. Кроме того, он может повлечь за собой потенциальные коррупциогенные риски. За рубежом, например, в качестве одного из основных механизмов успешно используется страхование. Докладчик предложила в Рекомендациях по итогам Слушаний закрепить многовариантность механизмов ответственности и передать СРО право выбора такого механизма.

   

Ирина Анатольевна Шевцова, генеральный директор НП СРО «Деловой Союз Оценщиков»рассказала о целом ряде законодательных изменений, которые обрушились на оценочную отрасль. По подсчетам докладчика, с 2015 года в законодательство об ОД было внесено 67 поправок. При этом еще год назад можно было говорить о том, что саморегулирование в оценочной деятельности представляет собой более-менее стройную систему, которая, с учетом дальнейшего развития, может работать максимально эффективно. Докладчик предложила вернуть СРО оценщиков функцию экспертизы отчетов об оценке, носящую контрольно-надзорный характер.

По словам Юрия Ивановича Мхитаряна, генерального директора СРО Союз «СтройСвязьТелеком», объем государственного регулирования в сфере строительных СРО легко объясняется тем, что строительство – одна из самых травмоопасных отраслей. При этом не может не вызывать удивления большое число противоречий и нелогичностей в отраслевом законодательстве. Докладчик отметил, что дебюрократизация законодательства положительно отразится на эффективности СРО и отрасли в целом. Одна из коллизий в качестве иллюстрации: юридический адрес в Московской области не дает строительной СРО права действовать на территории Москвы (так, например, при изменении административно-территориальных границ субъектов возникает серьезная проблема).

   

Николай Александрович Остарков, вице-президент Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», член Комиссии ОП РФ по вопросам инвестиционного климата, поддержал предыдущих докладчиков. Отдельно он отметил, что передача большего количества полномочий СРО и введение субсидиарной имущественной ответственности заставит саморегулируемые организации «ответственнее» подходить к принятию членов.

Лариса Владимировна Усович, заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ по вопросам государственной регистрации прав и кадастровому учету, генеральный директор Центра развития континентального права, акцентировала внимание на том, что общий закон о саморегулировании должен быть рамочным, все детали строительства саморегулирования оставляя на откуп отраслевому законодательству: «одно направление – разные тропинки». Также была поднята тема дублировании реестров в сферах обязательного саморегулирования (особо актуальная для кадастровых инженеров и оценщиков – см. новости о федресурсе ЗАО «Интерфакс»): плата за внесение информации неизбежно отразится на стоимости услуг специалистов.

   

Елена Владимировна Петровская, председатель отраслевого отделения по оценочной деятельности Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», генеральный директор НП «АРМО», представила доклад о развитии национальной системы профессиональных квалификаций на примере оценочной отрасли. Был сделан вывод о том, что Положения Федерального закона от 02.06.2016 №172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», кардинально трансформировав оценочную отрасль, изменили идею последовательного и системного совершенствования повышения качества предоставления оценочных услуг и уровня профессионализма субъектов оценочной деятельности, а также вступают в противоречие с нормами №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».

Татьяна Юрьевна Деменок, президент Российской гильдии риелторов, высказалась за необходимость принятия закона о риелторской деятельности (до сих пор в отрасли действуют добровольные профессиональные объединения, что дает свои плоды: например, разработан и принят профстандарт), при том, что эта сфера деятельности аккумулирует огромные доли рынка недвижимости – и финансовые, и информационные. От разработки и введения такого закона выиграют и сами риелторы, и потребители, и рынок недвижимости в целом.

   

Валерий Павлович Мозолевский, генеральный директор СРО «Сахалинстрой», отметил, что несмотря на все усилия профессионального сообщества саморегулирование не стало общегосударственной задачей. Докладчик выдвинул перечень функций, передача которых из рук государства под контроль СРО, по его мнению, позитивно повлияет на состояние саморегулирования в России.

Николай Степанович Быканов, президент саморегулируемой организации отраслевого объединения производителей в сфере физической культуры и спорта «Промспорт», предложил включить в проект поправок в 315-ФЗ понятие «стандарт» (наряду с понятием «стандарт деятельности»).

               

Евгений Васильевич Калинкин, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова, руководитель магистерской программы «Экспертиза отчетов об оценке», обратил внимание участников Слушаний на особую значимость одной из ключевых функций СРО – образование членов.

Евгений Владимирович Коваленко, начальник отдела Департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития России, подтвердил, что Концепция, разработанная в министерстве, была утверждена на уровне Правительства России, однако правительственная концепция не может влиять на уже существующие федеральные законы – для внесения изменений в законодательство о саморегулируемых организациях необходимо предлагать поправки в 315-ФЗ. Тем не менее, представитель ведомства призвал участников Слушаний к активной работе и сотрудничеству в будущем.

Участники Слушаний приглашают всех заинтересованных лиц принять участие в IV Международной конференции «Практическое саморегулирование» 22 декабря 2016 года и Форсайт-сессии «Развитие Саморегулирования» 12-13 декабря 2016 года.

По итогам Слушаний участники рассмотрели проект Рекомендаций для Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Открытого правительства, профильных министерств и ведомств. До 4 ноября 2016 года (включительно) на эл. адрес вице-президента СРО оценщиков «Экспертный совет» Киры Евгеньевны Калинкиной kalinkina@expertsovet.com можно прислать замечания и предложения по проекту Рекомендаций в режиме редакции.

Партнерство продолжает мониторинг в сфере саморегулирования

 

Материалы по теме:

документ создан 1.11.2016 10:06 , последнее изменение 1.11.2016 12:04
5.1
5. Пресс-центр