Новости
В Государственную Думу внесен законопроект «О государственной кадастровой оценке»

5 мая 2016

03 мая 2016 года в Государственную Думу внесен законопроект №1060652-6 «О государственной кадастровой оценке». Основная идея законопроекта – передача полномочий по кадастровой оценке в государственные бюджетные учреждения (ГБУ), а также реализация комплекса мероприятий по устранению возможности оспаривания результатов определения кадастровой стоимости –  теоретически возможность останется, однако на практике механизм будет находиться под полным контролем администрации субъектов, не заинтересованных в снижении величины налогооблагаемой базы.

Отметим, что проблемы кадастровой оценки и предложения по их решению, а также законопроект Минэкономразвития России обсуждались на двух Общественных слушаниях в Общественной Палате РФ (раз, два), на площадках различных профессиональных, предпринимательских и отраслевых объединений (Общественный совет при Росреестре, ТПП РФ, РСПП, «ОПОРА РОССИИ», «Деловая Россия» и пр.). Во всех итоговых документах этих мероприятий отмечалось, что:

  • принятие законопроекта, разработанного Минэкономразвития России, нецелесообразно или преждевременно;
  • передача полномочий ГБУ по определению кадастровой стоимости не решит существующих проблем, но усугубит имеющиеся и создаст новые;
  • существенного улучшения качества результатов кадастровой оценки можно достичь в рамках незначительных изменений действующего законодательства.

Партнерство считает, что для минимизации проблем кадастровой оценки и создания условий для формирования системы, обеспечивающей баланс интересов налогоплательщиков (население и бизнес) и государственных органов власти в законопроект № 1060652-6 от 03 мая 2016 г. «О государственной кадастровой оценке» необходимо внести несколько основных изменений.

 

Позиция Партнерства по проекту федерального закона № 1060652-6 от 03.05.2016 г. «О государственной кадастровой оценке», а также предложения по внесению в него изменений:

1. В проекте федерального закона № 1060652-6 от 03 мая 2016 г. «О государственной кадастровой оценке» (далее - проект  ФЗ «О ГКО») предусмотрено создание ГБУ в каждом субъекте РФ, которым планируется передать полномочия по определению кадастровой стоимости, что создает благоприятную почву для коррупции. Заказчиком работ является субъект РФ, исполнителем – ГБУ, созданное субъектом РФ, контроль за результатами фактически отсутствует. Субъект РФ напрямую заинтересован в формировании доходной части бюджета, поэтому с очень высокой вероятностью на полностью подконтрольное ему ГБУ, будет оказываться административное давление с целью получения необходимой величины кадастровой стоимости.

1.1. Необходимо внести изменения в проект  ФЗ «О ГКО» в части уточнения полномочий ГБУ:

  • сбор и  актуализация качественной  (полной, достоверной, непротиворечивой) информации, необходимой для определения кадастровой стоимости;
  • отбор на конкурсной основе исполнителей работ по определению кадастровой стоимости.

1.2. В случае, если будет принято решение законодательного закрепления за ГБУ полномочий по определению кадастровой стоимости, в проект ФЗ «О ГКО» необходимо внести требование к сотрудникам ГБУ, проводящим кадастровую оценку, не ниже установленных ПП РФ N1051 от 01.10.2015 г. (п.7 приложения N2 к ПП РФ от 4 февраля 2015 г. N 99) – 12 оценщиков, 5 из которых должны иметь опыт составления отчетов об определении кадастровой стоимости или опыт составления не менее 10 отчетов об определении рыночной стоимости объектов недвижимости.

2. В Ст.3, п.2 проекта ФЗ «О ГКО» необходимо внести определение термина «кадастровая стоимость» как рыночная стоимость, определенная при текущем использовании методами массовой и индивидуальной оценки, а нормативно-правовое регулирование кадастровой оценки необходимо закрепить за федеральным органом по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Реализация данных положений создаст основу для сохранения и развития института оспаривания кадастровой стоимости. Для оспаривания необходимо, чтобы кадастровая стоимость была максимально приближена к рыночной стоимости. Следовательно, кадастровая оценка должна относиться к профессиональной оценочной деятельности и регулироваться органом по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

3. В Ст.14, п.8, пп.3 проекта ФЗ «О ГКО» вместо описания процесса определения кадастровой стоимости необходимо внести «проект отчета об определении кадастровой стоимости». В редакции проекта ФЗ «О ГКО» неясно как будут писаться замечания заинтересованными лицами, если из материалов, размещенных в фонде данных будет непонятно как производились расчеты.

4. Проект ФЗ «О ГКО» предусматривает, что Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости создаются по желанию администраций субъектов РФ, что недопустимо. Партнерство считает, что:

  • Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости должны быть созданы в обязательном порядке в каждом субъекте РФ, что должно быть закреплено в проекте ФЗ «О ГКО». Для этого из Ст.22, п.1 проекта ФЗ «О ГКО» необходимо исключить слова «(в случае ее создания в субъекте Российской Федерации)»;
  • в проект ФЗ «О ГКО» необходимо включить требование о разработке федеральным органом по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности Положения о формировании Комиссий по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости. В соответствии с проектом ФЗ «О ГКО» должны быть разработаны 14 (!) нормативных документов, но среди них нет Положения о формировании Комиссий по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости;
  • в проект ФЗ «О ГКО» предлагается внести положение, что при наличии положительного заключения СРОО на подтверждение стоимости на отчет об оценке,  прилагаемый к Заявлению, – Комиссия по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости принимает решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

5. Проект ФЗ «О ГКО» не содержит требования о проведении экспертизы в СРОО отчета об определении кадастровой стоимости и отчетов об оценке рыночной стоимости, выполненных в целях оспаривания. Это негативно скажется на качестве отчетов об оценке, повысит нагрузку на Комиссии по оспариванию, суды и, в конечном итоге, снизит качество результатов определения кадастровой стоимости. В проекте ФЗ «О ГКО» необходимо установить требования как по экспертизе отчетов об определении кадастровой стоимости, так и отчетов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости для целей оспаривания.

 

Партнерство признательно коллегам за активную позицию по обсуждению проблематики ГКО, в том числе за организацию и проведение круглых столов с участием представителей оценочного и бизнес сообществ, а также органов власти и СМИ.

После внесения в Государственную Думу проекта ФЗ «О ГКО» основная задача профессионального оценочного и бизнес сообществ – это инициирование парламентских слушаний в Государственной Думе по рассмотрению данного законопроекта с целью выработки предложений по его доработке.

Партнерство считает необходимым в мае-июне проведение ряда мероприятий, как федерального, так и регионального уровня, на которых будет рассмотрен проект ФЗ «О ГКО» и приняты соответствующие резолюции, которые будут направлены в Государственную Думу РФ. Предлагаем использовать вышеуказанную позицию  по проекту ФЗ «О ГКО» при подготовке Резолюций данных мероприятий.

Приглашаем все заинтересованные стороны к конструктивной работе по внесению поправок в проект ФЗ «О ГКО».

 

Материалы по теме:

документ создан 5.05.2016 12:49 , последнее изменение 5.05.2016 12:50
5.1
5. Пресс-центр