Новости
Переноса срока экзамена не будет!

13 марта 2018

I. Чего ждать от 01.04.2018?

В связи с массовыми вопросами Оценщиков Ассоциация публикует разъяснения относительно часа "Икс", который наступит уже 01.04.2018.

  1. Переноса сроков сдачи квалификационного экзамена Оценщиков не будет. Изменения в законодательстве можно ожидать к концу весенней сессии (после 01.04.2018), когда определенные последствия для субъектов оценочной деятельности уже наступят. Более подробная информация приведена во второй части материала.
  2. С 01.04.2018 нельзя подписывать отчеты об оценке, не имея квалификационного аттестата. Обратите внимание: для возможности подписания отчета об оценке важен именно факт получения аттестата, а не факт сдачи квалификационного экзамена.
  3. Отчеты об оценке можно подписывать только по тому направлению оценочной деятельности, по которому получен квалификационный аттестат.
  4. В оценочной компании должно быть два Оценщика с квалаттестатом (в штате, в т.ч. по совместительству), в противном случае возникают риски, связанные с оспоримостью как договоров на проведение оценки, так и самих отчетов об оценке;

 

II. Информация о заседании Рабочей группы Государственной Думы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» 20 февраля 2018 г. 

На очередном заседании члены Рабочей группы обсудили следующие основные вопросы:

  • внесение изменений в «Закон об оценке», связанных с квалификационным экзаменом Оценщиков;
  • внесение изменений в «Закон об оценке» и Закон «О государственной кадастровой оценке» в части гармонизации состава комиссий в целях оспаривания кадастровой стоимости;
  • определение величины существенности (явного превышения величины кадастровой над рыночной стоимостью) при компенсации судебных расходов.

Традиционно осуществлялась прямая трансляция мероприятия в интернете, велась текстовая трансляция в сети facebook*, в открытый доступ был размещен раздаточный материал.


Участники заседания Рабочей группы

1. Обсуждение поправок в законопроект №381390-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» Каминский А.В. проинформировал о ситуации с квалификационным экзаменом Оценщиков (далее – КЭ):

  • по данным ФБУ «ФРЦ», за 6 месяцев квалэкзамен сдавало 5 000 Оценщиков. С учетом доли успешных сдач (порядка 65%) после 01.04.2018 смогут работать не более 20% от текущего количества Оценщиков;
  • Законопроект №381390-7 не будет принят до 01.04.2018, поскольку, в соответствии с данными сайта Государственной Думы, предложения по его доработке принимаются до 15.03.2018 – не хватает времени для предусмотренных законодательством процедур;
  • Законопроект №381390-7 готовился в предположении, что он будет принят до 01.04.2018. Так как его не удастся принять до указанного срока, часть положений потеряют свою актуальность. Например, переносить дату, к которой все Оценщики обязаны иметь квалификационный аттестат, можно только до момента наступления этой даты.

Вступление в силу требования о наличии квалаттестата означает, что после 01.04.2018 Оценщики смогут подписывать отчеты об оценке только тех объектов оценки, по направлениям оценочной деятельности которых они получили квалификационный аттестат. Это означает, что их профессиональная деятельность будет контролироваться регулятором и СРОО строго в соответствии с теми направлениями оценочной деятельности, по которым им выдан квалаттестат. При этом нет однозначного понимания к какому направлению оценочной деятельности относится тот или иной объект оценки.

Заместитель председателя Комитета по строительной политике и ЖКХ Законодательного Собрания Челябинской области Бархатов И.В. сообщил участникам заседания о том, что многие Оценщики из Челябинской области крайне огорчены отменой ФБУ «ФРЦ» проведения экзамена в Челябинске. Фактически это ставит региональных Оценщиков, в т.ч. из Челябинской области, в неконкурентное положение относительно коллег из других субъектов РФ, где экзамен будет организован. 
Каминский А.В. вынес на обсуждение следующие предложения:

  • исключить требование о наличии квалаттестата из обязательных условий членства в СРОО;
  • установить наличие квалаттестата в качестве условия осуществления оценочной деятельности, т.е. без него Оценщик сможет сохранить членство в СРОО, но не сможет заниматься оценочной деятельностью.


Заместитель директора Департамента финансово-банковской деятельности и инвестиционного развития Минэкономразвития РФ Филиппова И.М., Заместитель председателя Комитета по строительной политике и ЖКХ Законодательного Собрания Челябинской области Бархатов И.В. (слева направо)

Заместитель директора Департамента Минэкономразвития России Филиппова И.М. заметила, что в Минэкономразвития России данные предложения пока не поступали, предложение о переносе срока сдачи экзамена на 01.01.2019 категорически не поддерживается. Динамика количества попыток сдачи квалэкзамена показывает спад во время рассмотрения дела в Верховном Суде, а также во время внесения законопроекта о переносе срока: «Стоит перенести срок – Оценщики отложат сдачу!».

И.М. Филиппова предложила следующий алгоритм действий СРОО применительно к тем членам, кто не предоставит квалаттестат к 01.04.2018:

  • СРОО проведут внеплановую проверку деятельности членов, не представших квалаттестат;
  • к тем членам, кто не предоставил квалаттестат, применяется дисциплинарное взыскание в виде предписания «устранить нарушение» (предоставить квалаттестат);
  • если член СРОО не исполняет предписание в установленный срок, он исключается из СРОО.


Директор ООО «Бизнес Фаворит» (г. Брянск) Федотов А.С., Руководитель проектов ООО «ЦНЭС» Желудкова И.Н., Директор ООО «Бюро Права и Оценки» (г. Уфа) Третьякова Г.В., Генеральный директор ООО «Геометрия» (Республика Беларусь) Криштопов М.А. (слева направо)

Заместитель председателя Рабочей группы по PR, Президент Международного Клуба «ИНТЕГРАЦИЯ», Радченко И.С подчеркнула важность для Оценщиков наличия членства в СРООпри подготовке к квалэкзамену, поскольку у действующих членов СРОО есть ощутимые преференции в части использования методических и образовательных ресурсов СРОО. 


Президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» Каминский А.В., Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам, Заместитель председателя Рабочей группы Катасонов С.М., Заместитель председателя Рабочей группы по PR Президент Международного Клуба «ИНТЕГРАЦИЯ» Радченко И.С (слева направо)

Каминский А.В. поднял вопрос о нецелесообразности пересдачи квалэкзамена каждые три года теми Оценщиками, которые и так ведут профессиональную оценочную деятельность без перерыва. Также ранее на заседаниях Рабочей Группы поступало предложение заменить повторную сдачу квалэкзамена на повышение квалификации.
Филиппова И.М. ответила, что Минэкономразвития России не возражает против внесения в законопроект соответствующей поправки. Она предложила проработать и сформулировать четкие требования к понятию «непрерывности деятельности». Например, укладывается ли подготовка Оценщиком одного отчета за 3 года в понятие «непрерывной деятельности»? Не приведет ли это к «торговле» подписями на отчетах?
В результате обсуждения участники пришли к выводу, что СРОО должны самостоятельно определять требования по непрерывности деятельности, устанавливать же обязательное требование по повышению квалификации нецелесообразно.


Генеральный директор ООО «ПроБизнесОценка» Мороз М.С.  (г. Самара), Оценщик, судебный эксперт Орджоникидзе И.С. (г. Калуга), (слева направо)

В продолжение обсуждения Президент Ассоциации отметил, что норма о необходимости подтверждения стажа для получения квалаттестата в ее существующем виде противоречит Конституции РФ. Она грубо нарушает права Оценщиков, которые вступили в СРОО после 01.04.2015 и до внесения в Закон обсуждаемой поправки, ведь к 01.04.2018 у них может и не быть стажа 3 года. Складывается ситуация, когда они состоят в СРОО, занимаются оценочной деятельностью, успешно сдают квалэкзамены, но если к 01.04.2018 у них не будет трех лет стажа, то они не смогут получить квалаттестат, т.е. не смогут работать Оценщиками! Аналогичная проблема существует и с индивидуальными предпринимателями, которые не могут подтвердить свой стаж в оценочной деятельности. 
В качестве решения данной проблемы Каминский А.В. предложил не распространять требование о подтверждении стажа на Оценщиков, состоявших в СРОО по состоянию на 01.07.2017. Связано это с тем, что после 01.07.2017 по закону нельзя было вступить в СРОО без квалаттестата. И.М. Филиппова поддержала внесение данной поправки.


Заместитель Председателя Регионального совета по оценочной деятельности Волгоградской области, Ректор Академии бизнеса и управлениям системами (г. Волгоград) Иванова И.В.

Остается открытым вопрос, как на практике будет реализована реорганизация тех СРОО, которым не хватит необходимого количества членов с квалаттестатами. Вице-президент Российского общества оценщиков Нейман Е.И. обратил внимание участников заседания на то, что на сегодняшний день в Законопроекте не прописан четкий алгоритм работы с компенсационными фондами в случае реорганизации СРОО.


Вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков», вице-президент СРО «РАО» Кулаков К.Ю., вице-президент РОО Нейман Е.И. (слева направо)

По результатам обсуждения члены Рабочей группы сформировали конкретные предложения по внесению поправок в Законопроект.

2. Обсуждение поправок в 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в части гармонизации состава комиссий с 237-ФЗ) и в 237-ФЗ (об обязательном создании комиссий в каждом субъекте РФ), а также в Кодекс административного судопроизводства в РФ в части определения количественной величины существенности при компенсации судебных расходов.

2.1 Вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков», вице-президент СРО «РАО», член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ Кулаков К.Ю. выступил с докладом о текущей ситуации с оспариванием кадастровой стоимости:

  • в России параллельно сосуществуют две процедуры оспаривания результатов определения кадастровой стоимости – действующая в настоящее время кадастровая стоимость может быть оспорена в рамках Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ через обращение в Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее – Комиссии по оспариванию), а будущие результаты определения кадастровой стоимости, полученные Государственными бюджетными учреждениями, будут оспариваться в рамках Федерального закона от 03.07.2016 №237-ФЗ. Каждым из указанных Федеральных законов предусмотрено создание своих Комиссий по оспариванию;
  • два указанных типа Комиссий по оспариванию будут действовать параллельно достаточно продолжительный переходный период времени, что приведет к дополнительным организационным и финансовым издержкам.

В своем выступлении спикер обозначил необходимость гармонизации количественного и качественного составов Комиссий по оспариванию обоих типов. Он отметил, что определенная работа в данном направлении уже проделана. Например, в ст. 22 п. 8 №237-ФЗ – указан более прогрессивный состав Комиссий по оспариванию (представитель омбудсмена, СРОО и пр.), установлена численность – не менее 5 человек. Последние поправки в ст. 24.18 №135-ФЗ также ввели в состав Комиссий по оспариванию представителей предпринимательского сообщества и СРОО, однако, так как отсутствует НПА, регламентирующий порядок формирования Комиссий, они по-прежнему работают в старом составе.


Вице-президент Ассоциации «Объединение СРО оценщиков», вице-президент СРО «РАО» Кулаков К.Ю.

Также Кулаков К.Ю. заметил, что по №135-ФЗ Комиссии по оспариванию создаются в каждом субъекте РФ, а по №237-ФЗ – по желанию Администрации субъекта РФ. Т.е. гарантия возможности досудебного оспаривания кадастровой стоимости объектов во всех субъектах страны отсутствует! В этой части №135-ФЗ является более прогрессивным – необходима зеркальная поправка в №237-ФЗ.
Каминский А.В. обратил внимание участников заседания на то, что в текущей ситуации представители органов власти имеют значительное преимущество в Комиссиях по оспариванию (три члена Комиссии из четырех – это представители органов власти), что часто приводит к административному давлению.


Ответственный Секретарь Рабочей группы, Исполнительный директор Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» Ильин М.О. (вел текстовую трансляцию мероприятия)

Филиппова И.М. заметила, что состав Комиссий по оспариванию, закрепленный в 237-ФЗ, «отторжения» не вызывает. По ее словам, в ряде регионов в недалеком будущем могут параллельно существовать две Комиссии по оспариванию (в рамках №135-ФЗ и №237-ФЗ), что не является правильным – целесообразно Комиссии объединить.
Минэкономразвития России столкнулось с тем, что представители бизнес-сообществ не высказывают желания участвовать в деятельности Комиссий по оспариванию, поэтому вопрос о необходимости создания Комиссий по оспариванию в каждом субъекте РФ нужно задать напрямую бизнес-сообществу.


Президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» Каминский А.В., Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам (слева направо)

Каминский А.В. не согласился с тем, что бизнес-сообщества не готовы принимать участие в деятельности Комиссий по оспариванию – например, ТПП РФ как минимум направило 3 письма о том, что ее представители готовы войти в состав Комиссий по оспариванию.
Первый заместитель председателя Комитета ГД по бюджету и налогам Катасонов С.М. отметил необходимость анализа целесообразности создания в субъектах РФ Третейских судов, занимающихся вопросами оспаривания.


Председатель ГЭК магистратуры РЭУ им. Г.В. Плеханова «Экспертиза отчетов об оценке», руководитель департамента оценки «Институт проблем предпринимательства» Эдомский С.Р., Президент Союза Оценщиков и Экспертов Черноземья Москалев А.И. (слева направо)

 

2.2. Кулаков К.Ю. осветил вопрос «существенности» при отнесении судебных расходов. Он привел следующие данные:

  • среднее снижение величины кадастровой стоимости при оспаривании через суды за последние годы составляет около 50%;
  • в Комиссиях по оспариванию величина снижения значительно меньше. Например, в 2017 году – в среднем 17% снижения;

Было предложено к следующему заседанию членам Рабочей группы проработать конкретные поправки в законопроект №367470-7 в части критерия существенности при оспаривании, т.к. на сегодняшний день четкого и ясного определения "существенности" при отклонении кадастровой стоимости от рыночной нет.

 

3. Об информационном сопровождении деятельности Рабочей группы.

Радченко И.С. отметила, что деятельность Рабочей группы уже получила широкое освещение – с июля 2017 года зафиксировано более 40 материалов в СМИ и на профильных площадках в сети Интернет, посвященных ее деятельности. Для более широкого освещения деятельности Рабочей группы и привлечения внимания населения, бизнеса и представителей органов власти к обсуждаемым вопросам проводится конкурс «Освещение проблематики в сфере имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности, для участия в котором необходимо предоставить материалы соответствующей тематики.
Также Радченко И.С. сообщила, что в настоящее время проводится формирование Комиссии, которая будет подводить итоги Конкурса. Заявки принимаются на электронную почту докладчика (2209242@gmail.com, Ирина Станиславовна Радченко) или в группе  «facebook», посвященной деятельности Рабочей группы.

 

 

(*) соцсеть принадлежит компании «Мета» (Meta Platforms Inc.), данная организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ

 

 

 

 

 

Материалы по теме:

 

  • раздаточный материал заседания Рабочей группы «Совершенствование законодательства в области имущественных налогов, кадастровой оценки и оценочной деятельности» от 20.02.2018;
  • текстовая трансляция заседания в сети facebook;
  • предложения по внесению изменений в законопроект №381390-7;
  • законопроект №367470-7 "О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в части уточнению правил распределения судебных расходов по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости";
  • законопроект №381390-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования оценочной деятельности)";
  • информация о предыдущих заседаниях Рабочей группы «Совершенствование законодательства в сфере кадастровой оценки, имущественных налогов и оценочной деятельности»: раздватричетыре;
  • новость «Состоялись Общественные слушания «Законодательное совершенствование процедуры проведения квалификационного экзамена в оценочной деятельности».

 

документ создан 13.03.2018 12:18 , последнее изменение 13.03.2018 16:38
5.1
5. Пресс-центр