Новости
По результатам совещания у первого вице-премьера Правительства РФ было решено доработать законопроект «О ГКО»

20 февраля 2016

18 февраля 2016 года состоялось совещание у первого вице-премьера Правительства РФ И.И. Шувалова, на котором рассматривался законопроект «О государственной кадастровой оценке», подготовленный Минэкономразвития России. Партнерство неоднократно выступало с критикой законопроекта, предполагающего сворачивание института оспаривания результатов определения кадастровой стоимости и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным чиновникам. По итогам обсуждения, в котором приняли участие представители Минэкономразвития России, Минфина, Росреестра, правительств Москвы, Московской области и республики Татарстан, а также РСПП, было решено доработать текст законопроекта.

Необходимо отметить, что правительственное совещание, равно как и предыдущие министерские, прошло в закрытом формате, без приглашения представителей профессионального оценочного сообщества.

По информации издания «Коммерсантъ», участники совещания в целом поддержали законопроект. Известно, что представители сообщества, лояльные органам власти, и чиновники поддерживают правительственный законопроект, а не его суть: так было с двумя предыдущими редакциями – третью редакцию (и вряд ли последнюю), которая будет подготовлена после совещания, наверняка ждет такая же судьба. При этом очевидно, что для конструктивного решения существующих проблем кадастровой оценки необходимо перейти к обсуждению сути законопроекта. По результатам обсуждения принято решение доработать законопроект и учесть ряд предложений. Поручено законодательно закрепить положение об обязательном пересмотре кадастровой стоимости в случае падения рынка недвижимости в регионе более чем на 30%. Кроме того, новая редакция законопроекта предполагает частичное возвращение к досудебному оспариванию кадастровой стоимости.

Партнерство продолжает придерживаться критической позиции в отношении законопроекта и поэтому поддерживает его дальнейшие правки. Так, сдержанный оптимизм вызывают следующие положения:

  • возврат досудебного оспаривания через Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (а не через межведомственные Коллегии, в состав которых предполагалось включить исключительно представителей органов власти);
  • новелла об обязательном проведении кадастровой оценки в случае если цены на рынке недвижимости упали более чем на 30%. Стоит отметить, что остается непонятным, как это будет законодательно реализовано. Например, как будет определяться снижение на 30% для кадастровой стоимости земель населенных пунктов, в состав которых входят земельные участки, в т.ч. под промышленными объектами и объектами торговли, расположенные как в городе-центре субъекта, так и в небольших городках и сельских населенных пунктах, разбросанных по всей области? Очевидно, что динамика цен на рынке недвижимости неодинакова для различных сегментов. Кроме того, кадастровая переоценка повлечет за собой сокращение налоговой базы минимум на 30% – как к этому отнесутся местные чиновники?
  • продолжение работы над законопроектом показывает, что представители органов власти осознают серьезность резких изменений в данной области, а значит есть вероятность, что принципиальные критические замечания профессионального оценочного и предпринимательского сообщества будут услышаны.

Однако текущий тренд на госрегулирование пока не удается переломить: недавно в Госдуму был внесен законопроект, одно из положений которого исключает из компетенции Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России рассмотрение федеральных стандартов оценки по кадастровой оценке. Данный  пункт направлен на то, чтобы вывести кадастровую оценку из сферы регулирования оценочной деятельности, что фактически приведет к нормированному ценообразованию и отмене оспаривания кадастровой стоимости, на что Партнерство неоднократно обращало внимание. В случае принятия этой поправки рабочий орган Совета по кадастровой оценке прекратит свое существование за ненадобностью. Тот факт, что это неоднозначное и неуместное по тематике положение включено в законопроект, направленный в первую очередь на регулирование деятельности СРОО, заставляет задуматься о намерениях авторов законопроекта. 

Особого внимания требует вопрос ужесточения требований к сотрудникам ГБУ, в руки которых хотят передать полномочия по определению кадастровой стоимости. Только с 2016 г. вступили в силу требования ПП РФ №1051, выдвигаемые к оценочным компаниям, выполняющим кадастровую оценку (не менее 12 оценщиков, пятеро из которых должны иметь опыт в оценке не менее 5 лет, и мн. др.). В последней редакции правительственного законопроекта требование к специалистам ГБУ заключается лишь в наличии у одного специалиста трехлетнего опыта работы в оценке.

Этот и другие вопросы были подробно рассмотрены в статье А.В. Каминского, посвященной анализу проблем кадастровой оценки (опубликована в февральском номере журнала «Имущественные отношения в РФ»).

 

Партнерство заинтересовано в формировании консолидированной позиции оценочного сообщества по проблемным вопросам оценочной деятельности и саморегулирования. Мы будем и в дальнейшем информировать о развитии событий в сфере законодательного регулирования кадастровой оценки и института оспаривания кадастровой стоимости.

 

Материалы по теме:

  • статья «Коммерсантъ» «Кадастровой оценке выходит скидка»;
  • статья А.В. Каминского в журнале «Имущественные отношения в РФ»;
  • эфир на телеканале «РБК»;
  • законопроект № 985769-6;
  • Постановление Правительства РФ №1051;
  • позиция Партнерства по законопроекту «О ГКО»;
  • позиция профессионального сообщества по законопроекту «О ГКО».
  • раздел сайта, освещающий деятельность Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.
документ создан 19.02.2016 11:00 , последнее изменение 20.02.2016 09:15
4.1
4. Пресс-центр