Новости
В Госдуме рассматриваются законопроекты по внесению изменений в законодательство об оценочной деятельности

4 февраля 2016

29 января 2016 года в Госдуму РФ были внесены законопроекты № 985769-6 и № 985767-6, предлагающие важные поправки в законодательство об оценочной деятельности, касающиеся:

  • кадастровой оценки,
  • деятельности коллегиальных органов управления и специализированных органов СРОО,
  • расшифровкой понятий ликвидационной и инвестиционной стоимостей.

 

1. В части кадастровой оценки. Например, седьмой абзац части второй ст. 19.1 предлагается читать в следующей редакции: «[Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России] одобряет методические рекомендации по оценке, разработанные в целях развития положений утвержденных федеральных стандартов оценки, за исключением федеральных стандартов оценки, устанавливающих требования к определению кадастровой стоимости;». Напомним, в действующей редакции полномочия Совета по оценочной деятельности гораздо шире: «[Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России] рассматривает проекты нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и предоставляет рекомендации по их утверждению».

Партнерство полагает, что подобная законодательная инициатива планомерно выводит кадастровую оценку за периметр оценочной деятельности. Если эта норма будет принята, то Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России уже не будет одобрять документы, устанавливающие требования к кадастровой оценке. Первый шаг в этом направлении уже был сделан. В соответствии с действующим законодательством, Национальное объединение оценщиков разрабатывает все федеральные стандарты оценки, кроме стандартов по кадастровой оценке, и направляет их на утверждение в Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития. Таким образом, сначала функцию разработки ФСО по кадастровой оценке забрали у Национального объединения, передав ее в Совет, а теперь хотят забрать и у Совета.

Законопроект Минэкономразвития России «О кадастровой оценке» предусматривал регулирование этой деятельности органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование кадастровой оценки. Партнерство утверждало, что необходимо оставить эту функцию за органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности. То есть прослеживается ключевая развилка: кадастровая оценка – профессиональная оценочная деятельность или это «деятельность» по установлению нормативной цены для налогообложения.

Замена профессиональной оценочной деятельности на установление нормативной цены направлена на упразднение института оспаривания кадастровой стоимости. К сожалению, именно на решение этой задачи направлен законопроект МЭР, в последней редакции которого исключена досудебная процедура оспаривания (установление кадастровой стоимости в размере рыночной на основе отчета об оценке).

2. В части деятельности коллегиальных органов управления и специализированных органов СРОО.

2.1. Документ уточняет компетенцию и принцип формирования коллегиального органа управления СРО и дисциплинарного комитета (например, ст. 24.2 предлагается дополнить следующим требованием: «Дисциплинарный комитет саморегулируемой организации оценщиков образуется в составе не менее трех членов саморегулируемой организации оценщиков, сдавших единый квалификационный экзамен»).

2.2. Изменяется процедура рассмотрения жалобы на действия члена саморегулируемой организации и дела о нарушении им требований законодательства и профессиональной этики. Оценщик получает возможность добровольно приостанавливать право осуществления оценочной деятельности по личному заявлению, направленному в СРО. Также законопроект предлагает ряд формальных правок в № 127-ФЗ (такого рода: «слова «экспертное заключение о соответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету» заменить словами «положительное экспертное заключение»). 

3. Кроме того, законопроект № 985767-6 дополняет закон об оценочной деятельности понятиями «ликвидационная стоимость» («расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества») и «инвестиционная стоимость» («стоимость объекта оценки для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки»).

 

В настоящий момент оба законопроекта находятся на рассмотрении в Комитете Государственной Думы по вопросам собственности.

 

Материалы по теме:

  • законопроект № 985769-6 (карточкатекст);
  • законопроект № 985767-6 (карточкатекст);
  • позиция профессионального сообщества по законопроекту «О ГКО»;
  • раздел сайта, освещающий формирование законодательства об оценочной деятельности.
документ создан 2.02.2016 11:56 , последнее изменение 4.02.2016 10:42
4.1
4. Пресс-центр