Новости
Президент НП «СРОО «Экспертный совет» принял участие в обсуждении плана мероприятий «Совершенствование оценочной деятельности»

23 мая 2013

Президент НП «СРОО «Экспертный совет» принял участие в обсуждении плана мероприятий «Совершенствование оценочной деятельности»

Целью мероприятия являлось обсуждение предложений по выводу оценочной деятельности из кризиса, изложенных в проекте документа «План мероприятий «Совершенствование оценочной деятельности», разработанного Агентством стратегических инициатив.

В обсуждении приняли участие: представители Минэкономразвития России (Министр А.Р.Белоусов, статс-секретарь О.В. Фомичев, руководство Департамента корпоративного управления), заместитель Руководителя Росреестра Филиппова Н.О., представитель Следственного комитета России Д.А. Кунев, потребители оценочных услуг, оценочное сообщество и представители СМИ. НП «СРОО «Экспертный совет» (далее – Партнерство) на мероприятии представлял Президент Партнерства Алексей Каминский.

 

Во всех выступлениях представителей органов власти прослеживалось негативное отношение к оценочному сообществу:

· представитель правительства Татарстана отметил, что негативно оценивает деятельность Оценщиков, в первую очередь, по причине массового  судебного оспаривания результатов кадастровой оценки. В республике суды вынесли множество решений о снижении величины кадастровой стоимости, что негативно влияет на величину налоговых поступлений в бюджет региона;

·  представитель Следственного комитета РФ повторил позицию о необходимости введения уголовной ответственности для Оценщика за вероятностный характер рыночной стоимости.

Министр экономического развития России Андрей Белоусов и его заместитель Олег Фомичев высказались против указанной инициативы Следственного комитета. Вместе с тем было отмечено, что хотя Минэкономразвития в настоящее время и считает саморегулирование оптимальной формой управления оценочной деятельностью, но при дальнейшем негативном развитии событий будет вынуждено вернуться к государственному лицензированию отрасли. В этом случае логическим вариантом развития событий все-таки может стать и введение уголовной ответственности Оценщика. Если оценочное сообщество не консолидируется и не станет самостоятельно решать свои проблемы, то Государство вынуждено будет вмешаться.

По мнению Алексея Каминского, введение уголовной ответственности Оценщика за вероятностный характер рыночной стоимости недопустимо. Существующие положения Уголовного Кодекса России уже позволяют привлекать к ответственности недобросовестных Оценщиков, например, по статье 159 «Мошенничество». Алексей Каминский привел пример «дела Ольги Морозовой» как иллюстрации того, как следственные органы доказывают умышленный характер действий. Оценщик получила три года условно за то, что результаты оценки одного и того же объекта, содержащиеся в отчетах об оценке, выполненных различными Оценщиками, отличались на 26 тыс. руб. (~ 5% от стоимости). Оценочное сообщество понимает необходимость усиления ответственности. Но введение уголовной ответственности Оценщика противоречит здравому смыслу – нельзя отвечать за вероятностный характер рыночной стоимости, которая от тебя не зависит. Принятие данной инициативы приведет к уничтожению отрасли.

 

Представители Государства неоднократно говорили о том, что оценочному сообществу уже переданы все необходимые полномочия для самостоятельного решения проблем отрасли. В то же время представленный для обсуждения план мероприятий предусматривает усиление государственного влияния на отрасль. Например, предлагается:

· внести изменения в действующее законодательство, позволяющее Минэкономразвития  вносить изменения в профессиональные стандарты, хотя сами стандарты разрабатывает НСОД;

· передать в ведение Минэкономразвития решение корпоративных вопросов НСОД, в том числе, согласование Устава, структуры органов управления.

 

Участники мероприятия в докладах и дискуссиях затрагивали вопросы демпинга, экспертизы отчетов об оценке и дееспособности НСОД.

Алексей Каминский сказал, что можно существенно улучшить ситуацию в отрасли, внеся незначительные изменения в законодательство, предложив собравшимся варианты решения каждой из указанных проблем. Отметим, что данные предложения были сформулированы в Открытой Концепции развития оценочной деятельности, разработанной самим оценочным сообществом.

1.      Для противодействия ценовому демпингу:

·  необходимо уйти от аукционной схемы размещения заказа на оценочные услуги и поднять критерии качества с 20% до 45%. Эту позицию поддержал и А.В. Целуев (представитель Росимущества) на заседании Экспертно- консультативного Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России, которое состоялось несколькими днями ранее;

·   обязать лицо, уполномоченное подписывать договоры и отчеты об оценке от имени оценочной компании, быть оценщиком и состоять в СРОО. Это позволить не только минимизировать демпинг, но и частично решит вопрос ответственности оценочных компаний.

2. Для наведения порядка в области экспертизы отчетов об оценке необходимо детально проанализировать последствия введения в конце 2010 года 431-ФЗ. Данный закон был принят, несмотря на отрицательное заключение на коррупциогенность, подготовленное Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Принятие данного закона породило ряд серьезных проблем в оценочной отрасли. Необходимо исключить коррупциогенные факторы из Закона об оценочной деятельности, внеся в него соответствующие изменения. 

·  Экспертиза должна снова стать независимой – заказчик экспертизы должен иметь возможность обращаться в любое СРОО, а не только в то, член которой подписал соответствующий отчет об оценке.

·  Должен быть законодательно закреплен только один вид экспертизы – на соответствие требованиям законодательства и подтверждение стоимости.

·   Необходимо отменить обязательный единый квалификационный экзамен (ЕКЭ) для экспертов СРОО. Целесообразно создать барьер на вход в профессию, введя институт стажировки помощником Оценщика с последующей сдачей ЕКЭ в СРОО. При отсутствии  экзамена для Оценщиков «ЕГЭ для экспертов» лишен всякого смысла и приведет к дальнейшей деградации отрасли.

3. По третьему блоку вопросов, связанных с деятельностью НСОД, Алексей Каминский повторил многократно озвученную позицию. НСОД должен и может сам решать корпоративные вопросы отрасли, однако необходимо внести изменения в законодательство, которые не позволят использовать НСОД в личных и коммерческих интересах отдельных лиц.

НСОД должен быть публичным и информационно открытым, при этом требования по открытости должны быть выше, чем аналогичные законодательно установленные требования для СРОО. НСОД должно быть запрещено заниматься коммерческой и предпринимательской деятельностью. Должен быть установлен демократичный принцип принятия решений: 1 СРОО = 1 голос.  Только так будут учтены интересы всего оценочного сообщества, а не одной «большой» СРОО или ее руководителей. При этом и взносы должны быть равными. Необходимо также предусмотреть ротацию руководства НСОД. Занимая должность Председателя НСОД всего один раз в жизни, руководитель будет действовать в интересах отрасли, стараясь оставить след в истории оценочной деятельности, а не «наследить» (подобная практика реализована в Российской гильдии риэлторов). 

 

Были высказаны и другие предложения по плану мероприятий. По словам Министра А.Р. Белоусова, данный документ будет принят ориентировочно через два месяца. В течение этого времени проект документа будет размещен в открытом доступе для обсуждения. 

Более подробное описание мероприятия будет представлен в специальной статье газеты «Ведомости».



Прочие материалы по теме:

                                                   
5.1
5. Пресс-центр