Новости
Актуализированы Методические разъяснения по оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ
По результатам практической апробации, а также профильного обсуждения на вебинаре актуализированы Методические разъяснения по оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ:
- сформирована позиция по учету скидок и премий;
- добавлены ответы на распространенные вопросы;
- обращено внимание на типичные ошибки.
Актуализированная редакция не противоречит предыдущей, а развивает и детализирует ее положения.
Рекомендуем ознакомиться с презентациями профильного вебинара: по методическим вопросам оценки, а также юридическими вопросами согласования сделок со стороны Комиссии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ
по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления
в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации
Документ в формате ворд и PDF (с печатями).
1. Методические разъяснения носят рекомендательный характер, предназначены для подготовки отчетов об оценке бизнеса (акций, долей участия) в целях предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ (далее – Правительственная комиссия) и обобщают практику подготовки соответствующих отчетов об оценке. Методические разъяснения развивают положения МРз–2/23 от 06.03.2023 [12] по результатам их практической апробации.
2. Указами Президента РФ [1 – 3] установлен особый порядок совершения сделок с пакетами акций и долями участия в российских компаниях, владельцами которых являются(лись) лица, связанные с недружественными странами [4] (далее – Сделки). Проведение Сделок требует разрешения Правительственной комиссии, которое принимается, в т.ч. с учетом анализа отчета об оценке соответствующего бизнеса [5]. В большинстве случаев отчет направляется в Правительственную комиссию вместе с положительным заключением саморегулируемой организации оценщиков по результатам его экспертизы.
3. Компоненты Задания на оценку (п. 3 ФСО IV [10]):
3.1. Объект оценки – акции1 (доля участия), принадлежащие конкретному лицу (акционеру / учредителю, который собирается их продать и выйти из бизнеса по результатам Сделки).
3.2. Вид стоимости – рыночная.
3.3. Предпосылки стоимости – стандартные рыночные (п. 14 ФСО II [8])2.
3.4. Дата оценки – рекомендуется установить так, чтобы по состоянию на эту дату уже была доступна информация о намерении совершить Сделку. Это позволит избежать нарушения требований п. 12 ФСО III [9] (ограничение на использование информации, которая стала доступна после даты оценки).
3.5. Цель оценки ~ «Предоставление отчета об оценке в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации для согласования сделки в соответствии с требованиями [1 / 2 / 3]».
3.6. Допущения и ограничения – могут включать описание существенных условий предполагаемой сделки3, использования отдельных материалов в процессе оценки (см. п. 10).
4. Рыночная стоимость устанавливается с учетом планов и перспектив развития бизнеса, которые определяются (п. 6, 7 ФСО 8 [12]):
4.1. Характеристиками имущественного комплекса, финансовым состоянием бизнеса и параметрами его деятельности;
4.2. Отраслевой и макроэкономической конъюнктурой (в частности, анализу подлежит влияние санкций и ответных мер РФ);
4.3. Последствиями Сделки, которые имеют отношение к гипотетическому (типичному рыночному) покупателю4(п. 14 ФСО II), т.е. фактом выхода акционера(ов) / учредителя(ей) по результатам Сделки (далее данная составляющая планов и перспектив развития – Последствия Сделки). Учет данного компонента имеет специфику и рассмотрен далее.
5. Экономические Последствия Сделки:
5.1. Зависят от оцениваемого количества акций (размера доли), характеристик имущественного комплекса и деятельности конкретного бизнеса
5.2. Распространенные примеры Последствий Сделки:
- изменение контрагентов бизнеса (покупателей, поставщиков, кредиторов);
- изменение структуры и условий финансирования;
- появление обязательств, необходимых для продолжения деятельности (расторжение договоров с выплатой соответствующей неустойки, увольнение части сотрудников с выплатой выходного пособия и т.д.);
- появление избыточных или непрофильных активов;
- изменение размера денежных потоков, их распределения во времени и связанных с ними рисков, в т.ч. в связи с существенными условиями Сделки (п. 3.6);
- изменение условий доступа к ключевому сырью, материалам, объектам интеллектуальной собственности (цена, сроки и т.д.);
- появление оснований для прогноза плановой ликвидации бизнеса [15].
5.3. Сделка может не приводить к существенным для бизнеса последствиям.
6. Доходный подход к оценке:
6.1. Последствия Сделки могут влиять на величину денежных потоков, рисков деятельности, а также размер итоговых корректировок (например, стоимость избыточных и непрофильных активов – см. п. 7). При этом следует избегать двойного учета факторов стоимости (п. 23 ФСО V [11]).
6.2. Риски будущей деятельности могут отличаться от среднерыночных и ретроспективных. Риски могут как повышаться, так и снижаться, например в связи с ответными мерами РФ на санкции (поддержка отечественных производителей, импортозамещение, обеспечение технологического и иного суверенитета и т.д.).
Последствия Сделки могут быть учтены в величине ставки дисконтирования за счет: премии за специфический риск, премии за размер, изменения структуры капитала, изменения стоимости заемного капитала.
6.3. Может иметь место существенное различие прогнозных и ретроспективных показателей деятельности в связи с существенным изменением условий функционирования бизнеса из-за Последствий Сделки – снижается достоверность методов оценки, основанных на экстраполяции ретроспективных результатов.
6.4. Планы и перспективы развития бизнеса формируются с учетом данных Справки о ключевых показателях эффективности для новых акционеров (собственников) (п.п. 3 п.1 [5]).
7. Затратный подход к оценке:
7.1. Последствия Сделки могут отражаться на:
- рыночной стоимости нематериальных активов;
- обесценении части активов, экономическая полезность которых снизилась из-за Последствий Сделки (незавершенное строительство, расходы будущих периодов, отложенные налоговые активы и т.д.);
- рыночной стоимости займов и кредитов.
7.2. Существенным по стоимости активом может являться персонал, поскольку продолжение отдельных видов деятельности требует сотрудников такой квалификации и количества, получение которых в разумные сроки затруднено5. Стоимость данного актива может быть определена по рыночным затратам на поиск и обучение6 сотрудников.
7.3. Применение подхода носит ограниченный характер (п. 11 ФСО 8). Может применяться, когда Последствия Сделки характеризуются высокой неопределенностью и денежные потоки бизнеса не могут быть определены7.
7.4. При наличии предпосылки ликвидации бизнеса после совершения Сделки – оценка осуществляется по методу плановой ликвидации [15].
8. Сравнительный подход – как правило, не применяется, в связи с отсутствием необходимой информации [16], а также невозможностью учесть Последствия сделки.
9. Учет скидок и премий:
9.1. Рыночная стоимость определяется с учетом рыночного уровня скидки на недостаток контроля (премии за контроль), скидки на низкую ликвидность.
9.2. В общем виде, отсутствуют основания для невнесения скидок на неконтрольный характер для миноритарных пакетов акций (долей участия), поскольку:
- Сделка осуществляется по инициативе продавца;
- Сделка не является обязательным выкупом акций – не применимы положения ст. 87 Закона об АО [6];
- определению подлежит рыночная, а не действительная стоимость – не применимы положения ст. 23, 26 Закона об ООО [7].
9.3. Размер скидки на неконтрольный характер (премии на контроль) следует определять с учетом фактических обстоятельств / намерений совершения Сделки8.
10. Установление Последствий Сделки может требовать проведения анализа, не относящегося к процессу оценки9 (п. 2 ФСО III). Результаты соответствующего анализа могут быть предоставлены Оценщику Заказчиком или отраслевыми специалистами (п. 11 ФСО III). Использование данных материалов и связанные с этим допущения, ограничения рекомендуется закрепить в Задании на оценку (п.п. 6 п. 3 ФСО IV). При этом Оценщик проверяет достоверность соответствующих данных, используя доступные ему способы [13].
11. Правительственная комиссия выдает разрешение на совершение Сделки по результатам анализа ее экономических последствий. В отчете об оценке следует привести детализированное описание бизнеса, акции / доли участия которого оцениваются, с акцентом на: характеристику имущественного комплекса, инвестиционных программ и капитальных вложений, особенности формирования денежных потоков.
Источники:
1) Указ Президента РФ от 08.09.2022 № 618 «Об особом порядке осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций) между некоторыми лицами».
2) Указ Президента РФ от 15.10.2022 № 737 «О некоторых вопросах осуществления (исполнения) отдельных видов сделок (операций)».
3) Указ Президента РФ от 03.03.2023 № 138 «О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг».
4) Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р.
5) Выписка из протокола заседания подкомиссии Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 22.12.2022 № 118/1.
6) Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».
7) Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».
8) Федеральный стандарт оценки «Виды стоимости (ФСО II)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
9) Федеральный стандарт оценки «Процесс оценки (ФСО III)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
10) Федеральный стандарт оценки «Задание на оценку (ФСО IV)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
11) Федеральный стандарт оценки «Подходы и методы оценки (ФСО V)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14.04.2022 № 200.
12) Федеральный стандарт оценки «Оценка бизнеса (ФСО №8)», утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326.
13) Методические разъяснения по проверке данных Заказчика при оценке отдельных предприятий от 10.04.2018 МР–1/18.
14) Методические разъяснения по подготовке отчетов об оценке бизнеса для предоставления в Правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации от 06.03.2023 №МРз-23/2.
15) Методические разъяснения по оценке бизнеса при наличии предпосылки его ликвидации от 07.02.2023 № МРз–1/23.
16) Отказ от использования сравнительного подхода при оценке стоимости предприятия [Электронный ресурс] // srosovet.ru: Ассоциация «Саморегулируемая организация оценщиков «Экспертный совет». URL: https://srosovet.ru/content/files/00/19/d9.pdf.
Сноски
1. Если сутью Сделки является продажа пакета акций, отличного от 100%, то формирование объекта оценки как «1 акция в составе 100% пакета» – является ошибочным, вводит в заблуждение пользователей отчета об оценке.
2. Положение п.п. 2) п. 1 Выписки из протокола Правительственной комиссии [5] является управленческим решением и не относится к факторам стоимости, подлежащим учету в отчете об оценке.
3. Например, возможность возобновления деятельности продавцом за счет обратного выкупа (buy back), осуществление Сделки совместно с иными сделками) и т.д.
4. Имеют отношение к любому гипотетическому покупателю (в отличие от инвестиционной стоимости, при оценке которой учету подлежат последствия для конкретного покупателя – п. 16 ФСО II).
5. Ключевой технический персонал в компаниях со сложными технологическими процессами; виды деятельности, требующие значительного интеллектуального, творческого труда, специальных познаний и т.д.
6. Имеется в виду ~ обучение специфике деятельности конкретного бизнеса.
7. Выход участника сопровождается потерей сырьевой / клиентской базы или расторжением договоров на использование нематериальных активов и т.д.
8. Например, может совершаться совместно с иными сделками, по результатам которых покупателю переходит полный контроль над соответствующим предприятием.
9. Например, установление возможности использования иного сырья на конкретном оборудовании может требовать проведения технического аудита.
Материалы по теме: