Новости
В Парламентской газете состоялась пресс-конференция «Промежуточные результаты реформы государственной кадастровой оценки в РФ»
17 октября в пресс-центре «Парламентской газеты» состоялась пресс-конференция «Промежуточные результаты реформы государственной кадастровой оценки в РФ». Модератором встречи выступил первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам Сергей Михайлович Катасонов.
Модератор встречи - первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам С.М. Катасонов
Пресс-конференция прошла в формате открытого диалога представителей различных фракций Государственной Думы, бизнеса и профессионального оценочного сообщества – членов Рабочей группы ГД РФ «Совершенствование законодательства в сфере кадастровой оценки, имущественных налогов и оценочной деятельности». Спикерами мероприятия выступили: председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Александрович Жигарев; член Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Владимир Николаевич Блоцкий; член Комитета ГД по транспорту и строительству Владимир Игорьевич Афонский; вице-президент Международной Академии ипотеки и недвижимости, председатель Международного клуба инвесторов Ирина Станиславовна Радченко; вице-президент СРО «РАО», член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития Кирилл Юрьевич Кулаков. От лица Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» выступил Президент Алексей Владимирович Каминский.
Спикеры пресс-конференции, члены Рабочей группы ГД РФ «Совершенствование законодательства в сфере кадастровой оценки, имущественных налогов и оценочной деятельности»
Главный акцент мероприятия был сделан на проблематике завышения кадастровой стоимости земельных участков и объектов капитального строительства для целей налогообложения и несовершенстве системы кадастрового учета в целом, что приводит к ряду проблем, связанным со снижением предпринимательской активности в стране и ростом социальной напряженности. Запись мероприятия размещена в открытом доступе на youtube-канале Ассоциации.
Влияние реформы государственной кадастровой оценки на инвестиционную привлекательность регионов
Председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С. А. Жигарев отметил: «Основная проблема связана с тем, что имущественные налоги выполняют сегодня фискальную функцию, хотя по сути своей должны быть регулирующими, направленными на устойчивое развитие территорий».
Председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С. А. Жигарев
С. А. Жигарев подчеркнул, что завышение кадастровой стоимости объектов в регионах связано со стремлением муниципалитетов пополнить свои бюджеты. Однако, по словам спикера, такая политика не способствует притоку инвестиций – бизнес при завышенных налогах становится неконкурентоспособным. Рабочей группе необходимо рассматривать проблематику кадастровой оценки и имущественных налогов в комплексе. Ситуацию, когда только 20% от имущественных налогов остается на муниципальном уровне, а 80% направляется в бюджет субъекта РФ, необходимо менять. Недопустима ситуация, когда кадастровая стоимость на сопоставимые объекты, но расположенные в двух соседних регионах существенно различается. «Необходимо решать эти вопросы на федеральном уровне и без профессиональных оценщиков эти вопросы не решить» – резюмировал С. А. Жигарев.
Необходимо гармонизировать интересы граждан, бизнеса и государства
Член Комитета ГД по транспорту и строительству В. И. Афонский добавил, что ситуация с завышением кадастровой стоимости объектов недвижимости не только наносит урон конкурентоспособности регионов, но и вызывает репутационные потери для органов государственной власти. Спикер выразил свою позицию: «Кадастровая стоимость должна соответствовать рыночной ситуации. Если этого не происходит, бизнес не будет развиваться!»
Член Комитета ГД по транспорту и строительству В. И. Афонский и член Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям В. Н. Блоцкий (на фотографии слева направо)
С.М. Катасонов предложил А.В. Каминскому привести фактические данные по искажениям кадастровой стоимости. По мнению Президента Ассоциации, перекосы в кадастровой стоимости лучше всего видны при сопоставлении. Спикер считает, что за эталон качества можно взять результаты кадастровой оценки в Санкт-Петербурге. Удельный показатель кадастровой стоимости (УПКС) земельных участков под объектами промышленности в Казани превышает аналогичный показатель по Санкт-Петербургу на 30%. И это после того, как кадастровая стоимость в Казани была пересмотрена в сторону снижения более, чем в два раза. «Власти Татарстана были недовольны прецедентами снижения кадастровой стоимости земельных участков под промышленными предприятиями в рамках оспаривания, т.к. считают их ключевыми налогоплательщиками» – заметил А. В. Каминский.
Президент Ассоциации А. В. Каминский
Он привел также пример существенного завышения кадастровой стоимости земельных участков под объектами торгового назначения в Уфе. УПКС в Уфе в 2,6 раза выше, чем в Самаре, в 2 раза выше, чем в Челябинске, в 1,9 раз выше, чем в Казани и на 60% выше, чем в Санкт-Петербурге. Аналогично в Уфе завышена кадастровая стоимость под объектами офисного назначения. УПКС в Уфе в 2 раза выше, чем в Самаре и на 70% выше, чем в Санкт-Петербурге. Перекосы наглядно видны по земельным участкам придорожного сервиса, расположенными на трассе, проходящей по территории разных субъектов РФ. Например, по трассе Р-254 «Челябинск-Курган» расхождение составляет порядка четырех раз. Наиболее наглядный пример, когда один из муниципалитетов в Челябинской области вышел с инициативой по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков придорожного сервиса в сторону снижения, так как не мог найти покупателя или арендатора в связи с существенно завышенными налогами, а один из предпринимателей отказался от своего земельного участка за незначительные долги в пользу муниципалитета. Интересная ситуация складывается с разным подходом к учету или не учету НДС в кадастровой стоимости ОКС. Так в Москве кадастровая стоимость ОКС определена с НДС, а в Московской области – без НДС. Таким образом, кадастровая стоимость однотипных объектов в Москве будет на 18% дороже и это вопрос не разрешен в принятых Минэкономразвития РФ Методических указаниях. Проблемная ситуация не только у бизнеса, но также и у населения. Необходимо отметить, что в 28 субъектах РФ граждане получат или уже получили двойную сумму налога на свои квартиры, дома, дачи и гаражи относительно прошлого года. Даже в прошлом году сумма налога стала неприятной неожиданностью для населения. Так в Москве, 1 декабря 2016 г (дата уплаты налога за 2015 год) оплатило всего 46% москвичей, т.е. 54% оказались нарушителями закона. Не случайно Правительство Москвы и еще 8 субъектов РФ ввели пятимесячный период, в течении которого они не начисляли штрафные санкции. И это в самом платежеспособном регионе. Кроме того, в этом году получат платежки с налогом от 20% от кадастровой стоимости жители еще 21 субъекта РФ. Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам С.М. Катасонов назвал подобные ситуации недопустимыми и требующими внимания Рабочей группы.
Президент Ассоциации А. В. Каминский, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по бюджету и налогам С.М. Катасонов и Председатель Комитета ГД по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству С. А. Жигарев (на фотографии слева направо)
Население и бизнес нуждаются в защите своих законных прав и интересов
Вице-президент Международной Академии ипотеки и недвижимости, председатель Международного клуба инвесторов И. С. Радченко акцентировала внимание участников пресс-конференции на проблемах бизнеса. Ввиду завышения кадастровой стоимости и, как следствие, неоправданно высокого уровня налогообложения, многие предприятия не могут развиваться и трансформироваться. Она отметила: «Одной рукой государство пополняет бюджет, другой – разоряет бизнес!» С.М. Катасонов парировал ее замечание: «Представители государственной власти не могут быть специалистами во всех областях. Именно экспертное сообщество должно идти впереди».
И. С. Радченко назвала основные проблемы, связанные с завышением кадастровой стоимости объектов:
- низкое качество исходных данных для расчета кадастровой стоимости;
- отсутствие механизма справедливого распределения налоговой нагрузки на некоторые категории граждан и объектов.
В свою очередь несовершенство института оспаривания кадастровой стоимости, отсутствие ее четкой процедуры не позволяет оперативно исправить данную ситуацию.
Вице-президент Международной Академии ипотеки и недвижимости, председатель Международного клуба инвесторов И. С. Радченко
В качестве одного из примеров несовершенства законодательства в сфере кадастровой оценки и имущественных налогов спикер назвала ситуацию со зданием организации «НИЦЭВТ», протяженность которого составляет порядка одного километра. Объект расположен на пяти земельных участках, один из которых имеет разрешенное использование под офисы (3% от всего здания). В итоге его кадастровая стоимость рассчитана как для офисного здания, а предприятию предлагается заплатить налог – 70 миллионов рублей в год.
Негативные последствия для судебной системы в связи с массовым оспариванием результатов кадастровой оценки
Вице-президент СРО «РАО», член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития К. Ю. Кулаков осветил проблематику оспаривания кадастровой стоимости. Он отметил недавнюю законодательную инициативу о попытке отмены института оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости на основе установления их рыночной стоимости. В пояснительной записке прямо указана причина разработки законопроекта нежелание государства терять источники пополнения бюджетов муниципалитетов. Также спикер заметил, что досудебного оспаривания кадастровой стоимости может и не быть в рамках 237-ФЗ в некоторых субъектах РФ, так как в законе указано, что Комиссия по оспариванию создается по усмотрению администрации субъекта РФ. И сегодня, в ряде регионов Комиссии для бизнеса лишь вынужденный этап процедуры оспаривания. К сожалению, в некоторых регионах количество положительных решений Комиссий сведено к нулю. По словам К. Ю. Кулакова, на данный момент в связи с массовым оспариванием результатов определения кадастровой стоимости на рассмотрении в судах находятся тысячи исков. «Суды заполнены этими обращениями. Это свидетельствует о явных проблемах досудебного оспаривания» – отметил он.
Вице-президент СРО «РАО», член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ К. Ю. Кулаков
А.В. Каминский подчеркнул фактор административного давления на членов Комиссии. В пример он привел формулировку из решения Комиссии по оспариванию по Курской области: «… в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране и необходимостью экономии бюджетных средств заявителю отказать». «Инициатива чиновников по попытке отмены оспаривания кадастровой стоимости уже была, есть сейчас и будет еще не раз. В рамках Рабочей группы необходимо сформировать позицию по этому вопросу и придерживаться ее кто бы ни был инициатором подобных инициатив», – отметил Президент Ассоциации.
К. Ю. Кулаков добавил, что процедура оспаривания должна базироваться не на запретительных мерах, а на эволюционном развитии:
- необходимо разработать методические рекомендации по оспариванию кадастровой стоимости и утвердить их на уровне Минэкономразвития РФ;
- создать Комиссии по оспариванию в каждом субъекте РФ в рамках 237-ФЗ;
- восстановить экспертизу отчетов об оценке в СРОО как обязательного «фильтра». Ранее в СРОО порядка 50-70% отчетов об оценке дорабатывались Оценщиками по результатам проведения их экспертизы и методического сопровождения.
Президент Ассоциации А. В. Каминский и вице-президент СРО «РАО», член Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ К. Ю. Кулаков (на фотографии слева направо)
Спикеры ответили на вопросы журналистов. На вопрос о готовности субъектов РФ к проведению кадастровой оценки в соответствии с 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» А.В. Каминский сообщил, что, по информации, представленной Минэкономразвития РФ в Государственную Думу РФ по состоянию на сентябрь 2017 г., в 32 субъектах РФ были созданы Государственные бюджетные учреждения (ГБУ), до конца 2017 в 16 субъектах РФ планируется создать ГБУ и в 2018 г. планируется создать еще 9 ГБУ. Таким образом, по 28 субъектам РФ отсутствует какая-либо информация даже по планам создания ГБУ. В то же время более, чем в 50 субъектах РФ уже в 2017 г. истекает срок проведения ГКО, а в 2018 г. таких субъектов РФ будет еще больше. Таким образом, уже сейчас понятно, что сроки выполнения работ минимум в трети субъектов РФ будут сорваны. Этот вопрос обязательно будет рассматриваться Рабочей группой.
С.М. Катасонов отметил необходимость изменения подхода к системе кадастровой оценки в целом и создания на федеральном уровне единых для всей страны процедур, стандартов и методики. Он подчеркнул, что Рабочая группа должна выступать медиатором между гражданами, предпринимателями и органами законодательной и исполнительной власти. В заключение все спикеры подтвердили свой интерес и готовность активно работать в Рабочей группе, очередное заседание которой состоится 24 октября.
Материалы по теме:
- запись видеотрансляции мероприятия «Промежуточные результаты реформы государственной кадастровой оценки в РФ» на youtube-канале Ассоциации;
- видео-запись мероприятия «Промежуточные результаты реформы государственной кадастровой оценки в РФ» на youtube-канале Integro Сlub;
- статья "Налог на недвижимость станет меньше?";
- новость "Кадастровые войны в Татарстане";
- отмененное решение Комиссии по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости в Курской области.