Новости
А.В. Каминский: «Отмена запрета для ГБУ проводить независимую оценку — это угроза для оценочной отрасли»
Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки».
Предложенные в нем меры призваны сформировать действенные механизмы исправления накопленных ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки, а также усовершенствовать отдельные положения Федерального закона № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке». В целом благодаря изменениям процедура установления кадастровой стоимости в размере рыночной должна стать проще. Однако представители оценочного сообщества отмечают, что поправки в их нынешнем виде могут повлечь за собой серьезные проблемы для отрасли. Об этом Председатель Совета Национального объединения СРО оценщиков "Союз СОО" Алексей Каминский заявил на заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, который состоялся 15.06.2020.
Две ключевые новеллы, по его мнению, можно назвать угрозой для профессионального оценочного сообщества:
- отмена запрета для ГБУ по кадастровой оценке проводить независимую оценку (кроме объектов недвижимости) – поправка в часть 2 ст.7 действующего 237-ФЗ. Это может привести к вытеснению негосударственных хозяйствующих субъектов из оценочной деятельности;
- изменение механизма оспаривания в суде результатов определения кадастровой стоимости (отчеты, выполненные для целей оспаривания, будут проверяться в ГБУ) — поправка в п..9 ст.22 действующего 237-ФЗ. Это может повлечь снижение эффективности механизма, а в некоторых случаях и ущемление прав граждан на объективное рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
По мнению авторов законопроекта, изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной является переходом от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях к их содержательному рассмотрению в ГБУ. Но дополнительные полномочия для ГБУ потребуют расширения штата, а следовательно, дополнительного финансирования. Также передача ГБУ полномочий по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной вызовет конфликт интересов. ГБУ вынуждено отстаивать результат проведенной им кадастровой оценки и не заинтересовано в установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в случае, если она существенно отличается от определенной им кадастровой стоимости.
Просматриваются в предлагаемых поправках и коррупциогенные факторы: аккумулирование у одного учреждения полномочий по определению кадастровой стоимости и полномочий по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости чревато увеличением субъективизма при рассмотрении отчетов об оценке рыночной стоимости и установлением необоснованно широких пределов усмотрения.
К слову, с сентября прошлого года Ассоциация осуществляет подготовку специалистов ГБУ в части формирования знаний, умений и навыков проверки отчетов об оценке. Несмотря на положительный эффект, этого недостаточно. Полноценные компетенции можно получить только в рамках более длительного обучения и практики (например, магистерская порграмма "Экспертиза отчетов об оценке"), однако ГБУ не имеют соответствующих возможностей.
«В соответствии с действующим регулированием заказчик работ по ГКО — субъект РФ, исполнитель — ГБУ, созданное и контролируемое субъектом РФ. При этом профессиональная экспертиза результатов определения кадастровой стоимости отсутствует — Росреестр не проверяет результаты определения кадастровой стоимости и не несет за них ответственность ни по действующему законодательству, ни по законопроекту. Законопроект предлагает передать ГБУ полномочия по рассмотрению отчетов об оценке рыночной стоимости с целью установления кадастровой стоимости, то есть создается единый центр принятия решения: заказчик – исполнитель работ – орган по «оспариванию». Субъект Российской Федерации напрямую заинтересован в формировании доходной части бюджета, поэтому с очень высокой вероятностью на полностью подконтрольное ему ГБУ может оказываться административное давление с целью недопущения снижения налоговой базы. Очевидно, что эта новелла может привести к созданию благоприятных условий для коррупции», — отметил Алексей Каминский, Председатель Совета Союза СОО.
Руководители СРОО, оценочных компаний, практикующие оценщики говорили об этих рисках на «нулевых чтениях» законопроекта в Общественной палате РФ. Соответствующее заключение было направлено Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину и опубликовано на сайте ГД. Ко второму чтению при активном участии профессионального оценочного сообщества будет сформирована позиция, содержащая рекомендации оставить ч.2 ст.7 и ст.22 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в текущей редакции, или ввести переходный период для ст.22 до 1.01.2025.
Ссылки по теме:
- Законопроект № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки»;
- Новость о заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности;
- Программа повышения квалификации «Проверка отчетов об оценке, подготовленных в целях оспаривания кадастровой стоимости»;
- Магистерская порграмма "Экспертиза отчетов об оценке".