Новости
Как оценщики будут сдавать экзамены

14 сентября 2016

Партнерство продолжает публиковать цикл материалов, посвященных формированию и развитию системы добровольной оценки квалификаций (далее – Система). Перед прочтением данной новости рекомендуем ознакомиться с предыдущей публикацией по теме.

 

I. О необходимости внесения изменений в профстандарт

06 сентября 2016 года состоялось заседание Комиссии по оценочной деятельности Ассоциации «Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка». На мероприятии обсуждались проекты:

  • пакета документов, обеспечивающих функционирование Системы (Технические требования к бланку свидетельства о квалификации, Порядок отбора и прекращения полномочий центра оценки квалификации, Положение об апелляционной комиссии, и пр.);
  • комплекта оценочных средств к 6 уровню квалификации специалиста в оценочной деятельности.

По результатам обсуждения была зафиксирована необходимость внесения изменений в профессиональный стандарт «Специалист в оценочной деятельности» по следующей причине (далее – Профстандарт).

Ключевым условием эффективного внедрения и функционирования Системы, в целом, и профессиональных стандартов, в частности, является их принятие со стороны профессионального сообщества и потребителями соответствующих услуг (товаров, работ). Профессиональный стандарт, как краеугольный камень Системы, должен закреплять лучшую отечественную и зарубежную практику, а также тренды, сложившиеся в соответствующей сфере деятельности.

Формирование действующей редакции Профстандарта проходило без должного соблюдения принципов информационной открытости и публичности, без должного обсуждения с профессиональным оценочным сообществом, потребителями услуг по оценке и представителями сферы образования. Это привело к тому, что в Профстандарте закреплена система квалификаций (27 уровней и подуровней), которая:

  • не соответствует сложившимся правилам делового оборота, а также лучшим отечественным практикам по обеспечению и подтверждению квалификации специалистов в сфере оценочной деятельности (например, системам добровольной сертификации Оценщиков, сформированным в различных СРО оценщиков; практике аккредитации Оценщиков крупными потребителями оценочных услуг (РЖД, Газпром и пр.));
  • не понята и не принята профессиональным оценочным сообществом, работодателями, потребителями оценочных услуг.

Наиболее проблемными являются следующие положения Профстандарта:

1. Подтверждение квалификации по направлению оценки «бизнес» не означает, что Оценщик подтвердил квалификацию соответствующего уровня по оценке отдельных активов, входящих в состав бизнеса (например, недвижимости, машин и оборудования, нематериальных активов). Это противоречит сложившимся правилам делового оборота в сфере оценочной деятельности.

Исторически сложилось, что высшим уровнем квалификации Оценщиков является «Оценщик бизнеса», который обладает квалификацией и по оценке отдельных активов, входящих в состав бизнеса. В том числе, это нашло отражение:

  • в образовательных программах оценочной направленности – диплом по направлению «Оценка бизнеса» дает право осуществлять оценку стоимости всех видов объектов оценки;
  • в практике организации работ по оценке (при оценке бизнеса основной Оценщик, отвечающий за расчет «бизнес составляющей», контролирует результаты работы остальных привлекаемых специалистов, в т.ч. оценивающих отдельные активы).

2. Наличие квалификации по объектам высокой категории сложности не подтверждает квалификацию по объектам более низкой категории сложности (если Оценщик имеет квалификацию ~ «Оценка бизнеса III категории сложности» [III категория соответствует самым сложным объектам], это не означает, что он имеет квалификацию и по оценке бизнеса I категории сложности). Это противоречит логике, а также сложившимся правилам делового оборота в сфере оценочной деятельности.

Практика показывает, что Оценщик, обладающей квалификацией по оценке объектов высокой категории сложности, имеет квалификацию (знания, навыки, умения) по оценке объектов низкой категории сложности. Аналогия: если хирург имеет квалификацию по проведению операции на открытом сердце, то делать перевязку он тоже умеет.

Указанные положения способны в будущем привести к существенным негативным последствиям для профессионального оценочного сообщества, потребителей их услуг и Системы. Например, в оценочном сообществе сформировалось устойчивое мнение, обусловленное сложившейся аналогичной практикой, что требования о наличии соответствующего уровня квалификации будут включаться в состав конкурсной документации. Для выигрыша Оценочным компаниям нужно будет иметь Оценщиков, подтвердивших все возможные уровни квалификации по всем возможным направлениям деятельности, что, в свою очередь, приведет к «образовательной спирали» при подготовке Оценщиков к сдаче квалификационных экзаменов и снижению доверия к Системе в целом. Кроме того, это также приведет к дополнительной финансовой нагрузке на бизнес, что в текущих кризисных условиях будет приводить банкротству компаний и потере рабочих мест, и очевидно, как следствие, ударит по потребителю.

Отметим, что выше перечислены наиболее проблемные положения Профстандарта. При этом существует еще ряд проблем более низкого уровня, например, в части выделения трудовых функций (действий) и их соотнесения с уровнями квалификации.

Приведенное выше обоснование было направлено Партнерством в составе заявки на внесение изменений (актуализацию) Профстандарта в Национальный совет по профессиональным квалификациям и другие органы.

 

II. О разработке комплектов оценочных средств

Важнейшим элементом Системы являются комплекты оценочных средств (КОС) – это именно те тесты, практические задания и кейсы, описания портфолио, на основании которых производится оценка квалификаций.

В настоящее время продолжается дискуссия об уровне сложности КОС, а также их содержании. Проиллюстрируем суть дискуссий на примере КОС для оценки квалификации Оценщиков 6 уровня (самый нижний уровень квалификации).

Вопрос 1 – уровень сложности КОС в целом.

  • Первая точка зрения: квалификацию 6 уровня большинство практикующих Оценщиков должно иметь возможность подтвердить без существенной подготовки. Условно, 90% Оценщиков для подготовки к подтверждению квалификации 6 уровня должны потратить «полдня» (прочитать вопросы, детально разобраться в отдельных из них).
  • Вторая точка зрения: даже нижний уровень квалификации без существенной подготовки должны подтвердить только, условно, 30% Оценщиков. Остальным будет необходимо посетить образовательные мероприятия соответствующей направленности.

Партнерство придерживается первой точки зрения по следующей причине. Система подразумевает наличие 5 уровня квалификации, который соответствует уровню «помощник Оценщика». Обязательным условием для подтверждения квалификации 6 уровня является наличие не менее одного года опыта профессиональной деятельности. Если Оценщик имеет практический опыт профессиональной деятельности, то уж нижнему уровню квалификации он должен соответствовать (90%).

Вопрос 2 – приближенность заданий к реальной практической деятельности. В рамках квалификационного экзамена Оценщику предлагается показать свои профессиональные знания / умения / навыки. Теоретически, для оценки квалификации оптимально было бы предложить соискателю подготовить реальный отчет об оценке. На практике реализация такого подхода затруднена, поскольку продолжительность подготовки большинства реальных отчетов об оценке превышает продолжительность квалификационного экзамена, для проверки «качества» подготовленного отчета об оценке, по сути, необходимо провести достаточно трудоемкую экспертизу. По этой причине в рамках экзаменационных заданий соискателю предлагается показать знания / умения / навыки по выполнению ключевых трудовых функций, например, по составлению задания на оценку или проведению расчетов в рамках конкретного подхода к оценке.

  • Первая точка зрения – КОС должен включать задания, для выполнения которых соискателю необходимо самостоятельно проанализировать пакет реальных документов (например, при оценке бизнеса – копии устава, бухгалтерские балансы и пр.). Это позволит подтвердить, что соискатель «умеет читать документы».
  • Вторая точка зрения – КОС должны включать задания, исходные данные для выполнения которых уже представлены в структурированном виде (например, при оценке бизнеса – отдельные положения устава, фрагменты бухгалтерской отчетности, в т.ч. избыточные, для проверки компетенции по выбору нужной информации).
  • Третья точка зрения – КОС могут включать задания различного уровня приближения в реальной практической деятельности.

Примеры проектов двух идентичных по смыслу заданий, выполненных с различных точек зрения: вариант с приложением копий документов, вариант со структурированными исходными данными.

Партнерство придерживается второй точки зрения (готово согласиться и с третьей) по следующей причине. Включение в состав КОС пакета реальных документов значительно увеличивает объем КОС, а также время, требуемое на его выполнение (например, проект одного из представленных на обсуждение заданий по оценке бизнеса включал порядка 100 страниц документов). Проверка того, что соискатель «умеет читать и искать информацию в документах» является общей компетенцией и не относится к задачам Системы.

 

III. Подготовка кадров

Для обеспечения защиты интересов членов Партнерства, а также профессионального оценочного сообщества в целом 8 сентября пять представителей Партнерства (Лебединский В.И., Калинкина К.Е., Ильин М.О., Лапин М.В., Горев С.В.) успешно защитили итоговую зачетную работу по программе повышения квалификации «Эксперт по независимой оценке квалификаций специалистов финансового рынка» (Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации).


В целом, можно констатировать, что система добровольной оценки квалификаций находится в стадии активного формирования, ее будущее характеризуется значительной неопределенностью – сейчас невозможно описать, какой именно вид она примет в конечном итоге. Партнерство принимает активное участие в формировании Системы в сфере оценочной деятельности – «держит руку на пульсе», планирует и дальше информировать сообщество о происходящих событиях.

 

Материалы по теме:

документ создан 14.09.2016 14:48 , последнее изменение 14.09.2016 15:17
5.1
5. Пресс-центр