Новости
В Общественной палате РФ обсудили проблемы законодательства в сфере ГКО
7.12.2020 в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Проблемы современного законодательства в сфере государственной кадастровой оценки и предложения по их решению». Члены ОП РФ, представители Росреестра, ГБУ по кадастровой оценке, Торгово-промышленной палаты и Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» обсудили, какие проблемы в сфере ГКО сегодня стоят наиболее остро, и какие шаги следует предпринять, чтобы усовершенствовать систему кадастровой оценки. Вопросы, стоявшие в повестке:
- ключевые изменения 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», влияющие на работу Росреестра, Кадастровой палаты, ГБУ;
- подзаконные акты Росреестра и их применение в работе ГБУ;
- предложения по формированию перечней объектов оценки, в том числе о составе сведений о местоположении;
- схемы реализации эффективной работы ГБУ, в том числе в процессе кодировки объектов оценки с использованием искусственного интеллекта;
- аспекты применения результатов установления кадастровой стоимости, равной рыночной, анализ работы кадастровых оценщиков, рыночных оценщиков, экспертов.
Модераторами мероприятия выступили член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ Андрей Усенко и член Комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Михаил Бажинов.
«В этом году тема кадастровой оценки особенно актуальна, потому что из-за пандемии рыночная стоимость существенно снизилась по большинству объектов, а кадастровая стоимость, используемая, в том числе для налогообложения определялась по состоянию на 01.01.2020, т.е. еще до пандемии. Эта ситуация вызывает у бизнес-сообщества и у граждан страны много вопросов. От соответствия кадастровой стоимости рыночному уровню цен на анлогичные объекты зависит обоснованность начисляемых налогов и, соответственно, самочувствие собственников объектов недвижимости, физических лиц», — сказал Андрей Усенко.
Статс-секретарь, заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексей Бутовецкий рассказал о новеллах законодательства, направленных на наполнение единого государственного реестра недвижимости необходимыми сведениями.
«Пока реестр не будет полным и достоверным, мы не сможем обеспечить полную и достоверную государственную кадастровую оценку, а значит и налогообложение», — отметил Алексей Бутовецкий.
По словам спикера, более 25 млн объектов недвижимости стоят на кадастровом учете, но не имеют сведений о правообладателях. Проект закона, который позволит наделить органы местного самоуправления по месту нахождения объектов недвижимости полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, будет принят 16 декабря в третьем чтении.
Председатель Союза СОО Алексей Каминский рассказал о такой проблеме применения статьи 22.1 Федерального закона № 237 «О государственной кадастровой оценке», как преждевременность наделения государственных бюджетных учреждений полномочиями по рассмотрению рыночных отчетов для установлению кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости (время выступления в записи — 2.20.56).
«Задача кадастровой оценки – это соблюдение баланса интересов органов власти и налогоплательщиков как бизнеса, так и населения. И важно понимать, что если на одной чаше весов массовая кадастровая оценка, то на другой обязательно должен быть институт установления кадастровой в размере рыночной, либо «оспаривания». Должен быть инструмент обеспечения такого равновесия. К сожалению, в ст. 22.1 предлагается, чтобы ГБУ, определившее кадастровую стоимость рассматривало также отчеты независимых оценщиков. Сегодня государственные бюджетные учреждения проводят кадастровую оценку, а завтра они начнут рассматривать отчеты, которые независимые оценщики делали для установления кадастровой в размере рыночной», — сказал председатель Союза СОО.
При этом:
- ГБУ воспринимают «оспаривание» как угрозу самим себе. Директор ГБУ стремится сдерживать количество оспариваемых решений, в противном случае его работа будет считаться некачественной;
- у большинства ГБУ нет опыта проведения даже кадастровой оценки. Полноценный опыт будет наработан только после нескольких туров проведения кадастровой оценки всех объектов. Сейчас за исключением четырех субъектов РФ (Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Брянская область) ГБУ не провели даже одного туракадастровой оценки всех объектов;
- у 90% ГБУ нет опыта в экспертизе отчетов об оценке. При переходе на ст.22.1 они столкнутся с тем, что получат рыночные отчеты не на ту дату, на которую делали кадастровую оценку, а на разные даты в течение 6 месяцев до этого времени. Они будут рассматривать отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, в которых стоимость будет определена с учетом пандемии. Это на порядок сложнее и ответственнее, чем то, с чем до сегодняшнего дня сталкивались ГБУ.
В связи с вышеизложенным Алексей Каминский озвучил предложение включить в резолюцию круглого стола рекомендацию со стороны Общественной палаты для администраций субъектов РФ переходить на ст.22.1 только тогда, когда завершена кадастровая оценка наиболее сложных объектов (земли населенных пунктов, земли промышленного назначения и объекты капитального строительства). Эту рекомендацию можно довести до ответственных лиц через региональные общественные палаты. Участники круглого стола поддержали это предложение.
Также участники круглого стола решили направить Правительству РФ следующие рекомендации:
- В целях недопущения применения завышенной по отношению к настоящему времени кадастровой стоимости, определенной на 01.01.2020 (непосредственно перед пандемией коронавируса COVID–19), а также в целях содействия реабилитации экономики России, установить запрет на утверждение результатов государственных кадастровых оценок, выполненных в 2020 году.
- Для обеспечения качества работы по проведению государственной кадастровой оценки и установлению экономически обоснованной кадастровой стоимости установить требования к минимальному штату сотрудников ГБУ по направлениям работы (с учетом состава исполняемых полномочий, количества объектов недвижимости в регионе, количества поступающих обращений граждан и бизнеса о кадастровой стоимости).
- Разработать и утвердить профессиональный стандарт «Государственный кадастровый оценщик».
- Для обеспечения защиты прав заявителей на установление кадастровой стоимости в размере рыночной предлагается стандартизировать работу сотрудников ГБУ, рассматривающих отчеты об оценке по ст.22.1 Федерального закона № 237, взяв за основу требования к рассмотрению отчетов экспертами саморегулируемых организаций оценщиков.
Материалы по теме: