Новости
Результаты анкетирования Оценщиков о квалификационном экзамене

8 ноября 2016

В профильном рабочем органе Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России разработали анкету с 19 вопросами о квалификационном (обязательном) экзамене. С 10 по 18 октября 2016 года представители оценочного сообщества – практикующие оценщики, руководители оценочных компаний, преподаватели оценочных дисциплин – приняли участие в опросе по порядку проведения квалификационного экзамена. В анкетировании приняли участие около 250 человек. Позиция Партнерства приведена после результатов опроса.

Текст анкеты и результаты опроса:

1. Какие направления оценочной деятельности должен включать квалификационный экзамен:
  • Виды объектов оценки
  • Виды стоимости
  • Цели оценки
  • Иное___________________________________________________

 

2. Направления по видам объектов оценки должны быть:

  • Недвижимость
  • Движимое имущество
  • Машины и оборудование
  • Бизнес (предприятие)
  • НМА и ИС
  • Иное ___________________________________________________


3. Должно ли какое-либо направление по видам объектов оценки включать в себя одно, несколько или все остальные направления?

а) Укажите направление_____________________________________
Укажите, какое(ие) направления включает_____________________________________

б) Укажите направление_____________________________________
Укажите, какое(ие) направления включает_____________________________________


4. В каком формате должен проводиться квалификационный:

  • Устно
  • Письменно
  • В виде компьютерного тестирования
  • Сочетание форматов (каких)
  • Иной формат ____________________________________________

 

5. Какие типы заданий должен включать экзамен:

  • Тесты
  • Задачи
  • Кейсы/эссе
  • Выполнение/защита проекта
  • Иное ___________________________________________________

 

 

6. Какие области знаний должны охватывать задания квалификационного экзамена:

  • Право
  • Налоговое законодательство
  • Бухгалтерская (финансовая) отчетность
  • Финансы, финансовый анализ
  • Оценочная деятельность
  • Иное ______________________________________________________

 

7. Из каких частей должен состоять квалификационный экзамен:

  • Только теоретическая
  • Теоретическая и практическая
  • Только практическая
  • Иное ___________________________________________________

 

8. Укажите, какое количество заданий квалификационного экзамена необходимо всего и для одного соискателя:

Для теоретической части

  • Всего в базе
  • В одном задании

Для практической части (по каждому направлению)

  • Всего в базе
  • В одном задании

 
Наиболее популярные ответы:

 

Для теоретической части

Для практической части

 

Всего в базе

250

250

64,8%

В одном задании

20

10

Всего в базе

500

300

6,7%

В одном задании

50

20

Всего в базе

350

150

4,1%

 

В одном задании

35

10

Иные ответы

24,4%

 

9. Какой должен быть порядок опубликования заданий:
  • Все задания и правильные ответы
  • Все задания без ответов
  • Примерные типы заданий
  • Иное


10. Какой стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, должен учитываться?

(речь идет о требовании о п.3 ст. 21.2 №135-ФЗ: кандидат на получение квалификационного аттестата должен иметь на дату подачи заявления о выдаче квалификационного аттестата стаж (опыт) работы, связанной с осуществлением оценочной деятельности, не менее трех лет. Не менее года из последних трех лет указанного стажа (опыта) работы должно приходиться на работу в должности помощника оценщика или оценщика.).

К самому популярному ответу респонденты дают такие комментарии:

«Должен учитываться опыт работы в оценочной компании, организации-потребителе оценочных услуг (государственный орган власти, корпоративный заказчик, в т.ч. банк). Должен быть разработан НПА, регламентирующий требования к стажу (опыту) работы. Главное – должно быть подтверждено, что кандидат последний год (из трех) отработал помощником оценщика».

11. Какой размер платы за сдачу квалификационного экзамена должен быть установлен?

 

Абсолютное большинство оценщиков выступает за минимальный уровень, особо подчеркивается, что плата не должна превышать 1 тыс. рублей. В отдельных случаях предлагается вводить систему понижающих / повышающих коэффициентов.

12. Кто должен отвечать за содержание заданий: разрабатывать, актуализировать и согласовывать массивы экзаменационных заданий?

 

13. Какой орган или организация должна проводить квалификационный экзамен?

 

14. Какой должен быть порядок определения результатов квалификационного экзамена?

 

Большинство респондентов отметили, что 75% – минимальное количество заданий, которые необходимо выполнить для подтверждения успешной сдачи экзамена.

15. Кто должен рассматривать апелляции?

 

 

16. Что может являться подтверждением квалификации специалиста:
  • Сдача экзамена каждые 3-5 лет
  • Повышение квалификации каждые 1-3 года
  • Непрерывность деятельности
  • Отсутствие нареканий, нарушений
  • Иное ___________________________________________________

 

17. Если Вы или Ваши специалисты готовы принимать участие в разработке заданий квалификационного экзамена, укажите:
  • Направление(я)
  • Количество и квалификацию специалистов
  • Время участия


35
респондентов выразило возможность и намерение принять участие в разработке заданий. Их контакты будут переданы в профильную комиссию Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития России.

18. Что еще, Вы считаете, необходимо учесть при разработке порядка проведения квалификационного экзамена?


Большинство участников опроса подчеркнули: процесс разработки порядка проведения квалификационного экзамена необходимо осуществлять в условиях информационной открытости и публичности (например, анкетирование следует продлить, как минимум, на месяц).

19. Если Вы считаете необходимым учесть опыт проведения аналогичных квалификационных экзаменов, укажите ссылку на ресурс или приложите копии документов.


 


 

Позиция Партнерства совпадает с мнением большинства анкетируемых. Профессиональное сообщество понимает, что квалификационный экзамен рассчитан на тех, кто только получил оценочное образование и прошел стажировку помощником оценщика. Для таких специалистов успешная сдача этого экзамена является своеобразным входом в профессию. Соответственно, оценщик с многолетним опытом работы должен сдать такой экзамен без подготовки, а задания, с которыми справится опытный оценщик, будут непосильны для начинающего специалиста. У профессора неуместно спрашивать знание таблицы умножения, а пятикласснику не требуется уметь решать дифференциальные уравнения. Из этого понимания вытекает сразу несколько выводов:

1. Профессия должна оставаться единой – оценка собственности. Начинающий оценщик должен знать как оценить и станок, и квартиру. Партнерство согласно с 82% коллег, которые указали, что необходимо оставить одно направление – оценка бизнеса, включающее все остальные направления оценки.

2. Самое главное – обеспечить публичность / информационную открытость системы на всех этапах ее разработки. В открытом доступе должны быть размещены все вопросы со всеми вариантами ответов, с указанием правильных ответов. Это необходимо для того, чтобы профессиональное сообщество могло провести верификацию как вопросов, так и ответов экзамена.

3. Количество заданий должно быть большим: от 500 вопросов во всем массиве заданий. В противном случае будет принято решение о том, что база экзаменационных вопросов будет закрытой.

4. Вопросы должны быть достаточно простыми и полностью покрывать материал изученных во время учебы дисциплин оценочного пула. Вопросы должны носить и теоретический, и практический характер: тесты наряду с задачами. При этом в экзамен не должны быть включены такие формы сдачи, как презентация кейсов, защита проектов и т.п. – квалификационный экзамен, прописанный законодательно, должны иметь возможность принимать чиновники. Поэтому это должен быть экзамен в форме компьютерного тестирования.

5. Разрабатывать и актуализировать экзаменационные задания, безусловно, должно профессиональное сообщество, представители различных саморегулируемых организаций оценщиков. Для организации такой площадки всего две возможности: национальное объединение СРО (которого в оценочной отрасли в настоящий момент нет) и профильный рабочий орган Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России. Апеляции также должен рассматривать орган, разработавший экзаменационные задания. Что касается сдачи экзамена, она должна быть максимально удобной для региональных оценщиков. Представляется, что для этой цели наилучшим образом подходят территориальные управления Росреестра.

6. Стоимость экзамена должна быть невысокой, не более 1 тыс. руб., чтобы не превращаться в имущественный «заградительный барьер» на входе в профессию.

14% респондентов изъявило желание принять участие в разработке экзаменационных вопросов. Партнерство уверено, что при условии публичности процедуры в эту работу может включиться больше коллег, и готово координировать этот процесс, независимо от того, в какой СРОО состоит оценщик.

Анкеты, а также результаты обработки анкет направлены в профильную комиссию Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития России.

Партнерство продолжит информировать о разработке порядка проведения квалификационного экзамена

 

 

Материалы по теме:

  • материал «Квалификационные экзамены для всех Оценщиков каждые три года и другие депутатские новеллы»;
  • материал «Как Оценщики будут сдавать экзамены»;
  • материал «Результаты опроса по системе оценки квалификаций».
документ создан 31.10.2016 15:57 , последнее изменение 31.10.2016 16:10
5.1
5. Пресс-центр