Экспертиза отчетов

За последнее время в условиях изменившегося законодательства в области кадастровой оценки Ассоциация «СРОО «Экспертный совет» наработало значительный конструктивный опыт экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости различных категорий объектов оценки в нескольких субъектах России, в том числе:

  • земельных участков населенных пунктов Пермского края, Курской, Оренбургской, Новгородской, Саратовской, Рязанской, Самарской, Вологодской,  Магаданской и Тамбовской области, республиках Мордовия, Дагестан и Коми, а также Ямало-Ненецком и Чукотском АО; 
  • земельных участков водного фонда Пермского края;
  • объектов недвижимости жилого и нежилого фонда г. Москвы, Ямало-Ненецкого АО, Красноярского и Ставропольского края, Владимирской, Магаданской, Тамбовской, Тульской, Мурманской, Вологодской, Тюменской и Иркутской области, республики Мордовия и Чукотского автономного округа; 
  • земельных участков сельскохозяйственного назначения Республик Адыгея, Калмыкия, Северная Осетия – Алания и Дагестан, Хабаровского и Пермского края, а также Мурманской, Тверской, Челябинской и Иркутской области; 
  • садоводческих и огороднических объединений вне черты населенных пунктов Оренбургской области.

 Согласно ст. 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее – Закон об оценочной деятельности) под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя, в том числе экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости.

Статья 24.16 «Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости» Закона об оценочной деятельности устанавливает, что Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет. В свою очередь исполнитель работ в течение тридцати дней с даты составления отчета об определении кадастровой стоимости обязан обеспечить проведение экспертизы этого отчета.

По результатам экспертизы саморегулируемая организация оценщиков (далее - СРОО) дает положительное или отрицательное экспертное заключение с указанием исчерпывающего перечня выявленных нарушений и их соответствующего обоснования в последнем случае, а исполнитель работ дорабатывает отчет об определении кадастровой стоимости с учетом выявленных нарушений и обеспечивает проведение его повторной экспертизы.

Экспертиза отчетов в рамках кадастровой оценки обязательна также в отдельных случаях при рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности для обжалования результатов определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, заявитель обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости, к которому прилагаются, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости объекта оценки и в отдельных случаях положительное экспертное заключение СРОО о его соответствии требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.

Такие случаи определены в Приказе Минэкономразвития РФ от 22.02.2011 N 69 "Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости". Согласно п. 21 указанного приказа, в случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение.

Определение "экспертизы отчета дано в Законе об оценочной деятельности, а ее содержание более подробно раскрывается в Приказе Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 N 328 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)" (далее – ФСО №5). Согласно статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности под экспертизой отчета понимаются действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации оценщиков в целях проверки отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, являющимися членами данной саморегулируемой организации, в соответствии с видом экспертизы, в том числе проверки на:

  • соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности;
  • подтверждение стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение. При этом положительное экспертное заключение должно содержать вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и (или) стандартов и правил оценочной деятельности или о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

Указанные в Законе об оценочной деятельности направления экспертизы преобразованы в ФСО №5 в виды экспертизы отчета об оценке: экспертиза на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза) и экспертиза на подтверждение стоимости объекта оценки.

При проведении нормативно-методической экспертизы положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и стандартов и правил оценочной деятельности.

В случаях, когда не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза, таким образом, в отношении кадастровой оценки, где отсутствует такое указание, проводится нормативно-методическая экспертиза.

Применительно к кадастровой оценке в законодательстве используется только понятие «отчет об определении кадастровой стоимости» как результат работ по кадастровой оценке и объект экспертизы СРОО. При этом согласно п.3 Приказа Минэкономразвития РФ от 22.10.2010 N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)" (далее - ФСО №4), под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В п. 12 дополнительно указывается, что в случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.
 

документ создан 31.07.2014 17:02 , последнее изменение 19.05.2017 18:04
2.12.7
2. Экспертиза