Новости
Замечания и предложения по доработке проекта ФСО №8

29 декабря 2014

26 года 2014 года НП «СРОО «Экспертный совет» направило в Минэкономразвития России замечания и предложения по доработке проекта ФСО «Оценка акций, паев, долей участия в уставном (складочном) капитале (оценка бизнеса)» (далее – ФСО). 

Представленный проект ФСО требует значительной доработки как по содержательной части, так и в части терминологического соответствия с законодательством Российской Федерации.

При разработке Федеральных стандартов оценки должны учитываться следующие концептуальные положения.

  1. ФСО, которые являются обязательными к применению при оценке, не должны содержать дискуссионные методологические и методические положения, поскольку их многовариантная трактовка приведет к серьезной коррупционной составляющей при проведении экспертизы отчетов об оценке.
  2. Недопустимо в ФСО закладывать неопределенность положений, которые будут создавать условия для произвола экспертов (проверяющих) при проведении экспертизы (проверке) отчетов об оценке.
  3. В ФСО должно использоваться понятие «существенность» с точки зрения влияния на итоговую величину стоимости объекта оценки. Предоставить возможность оценщикам самим определять в отчете уровень существенности. Сейчас, на практике, исходя из принципа существенности ФСО № 3, оценщики и эксперты сами определяют существенность влияния на стоимость объекта оценки и проблем не возникает; если возникают дискуссии, то приводятся количественные измерители изменения стоимости объекта оценки при добавлении/исключении информации/фактора и становится очевидно, что является существенным. 
  4. Невозможно разработать ФСО для всех видов объектов оценки и целей оценки. Например, оценка одной акции для вступления в наследство, оценка инвестиционного пая ПИФа. Таким образом, ФСО должен быть рамочным (универсальным) и содержать основные положения, которые обязательно должны быть реализованы при оценке акций. При этом положения, конкретизирующие специфику объекта оценки и методологию оценки должны содержаться в методических рекомендациях по оценке акций, долей участников.

Применительно к рассматриваемому ФСО:

  • заложенная в нем неопределенность положений не позволит оценщику сделать отчет об оценке акций, долей участников в соответствии с требованиями законодательства;
  • текущая редакция ФСО содержит множество положений, предопределяющих возможность написания отрицательного экспертного заключения на любой отчет об оценке акций, долей участников. В частности, ФСО содержит термины и определения, которые вызывают множество вопросов, являются неоднозначными и неопределенными по существу, а также выборочную конкретизацию методологии оценки в ряде случаев практически нереализуемую и ошибочную, что всегда будет против интересов оценщика.
  • более 1/3 ФСО в текущей редакции содержит положения, относящиеся к понятийно-категорийному аппарату и методологическим вопросам, носящих дискуссионный характер и создающих высокий уровень неопределенности при применении данного документа, что соответственно предопределяет наличие коррупционной составляющей при проведении экспертизы отчетов об оценке по данному документу.
  • Существование множества наименований «бизнеса», в том числе введение нового определения для целей ФСО, влечет за собой  дефинитивную неоднозначность этого понятия, что негативно скажется на понимании сущности этой экономической категории.
  • Особо необходимо обратить внимание, что текущая редакция п. 13.3. (в)  может трактоваться, как необходимость в рамках оценки юридического лица сделать индивидуальную оценку всех активов и обязательств в соответствии с требованиями соответствующих ФСО. Данное требование невозможно выполнить для оценки юридических лиц в составе активов, которых тысячи и сотни тысяч позиций основных средств. Данное требование является предельно избыточным и нецелесообразным для оценки акций и долей участников, так как объектом оценки не являются отдельные активы и обязательства.

НП «СРОО «Экспертный совет» разработало альтернативный проект (приложение №2) ФСО, который, с одной стороны, предъявляет необходимые минимальные требования к оценке акций/долей участия, а с другой – позволяет в полной мере учесть указанные выше принципы, защищает потребителей и оценщика от произвола экспертов (проверяющих) при проведении экспертизы (проверке) отчетов об оценке.

документ создан 29.12.2014 09:14 , последнее изменение 29.12.2014 09:14
5.1
5. Пресс-центр