Новости
Проблемы оспаривания кадастровой оценки
Проблемы оспаривания кадастровой оценки
26 октября 2012 г. в ГУУ в рамках Международной конференции с выставкой новых технологий «Проблемы управления в реальном секторе экономики: вызовы модернизации» состоялся круглый стол «Проблемы эффективного управления земельными ресурсами и пути их решения». На мероприятии выступил Первый вице-президент «НП «СРОО «Экспертный совет» В.И. Лебединский с докладом, посвященным проблемным вопросам оспаривания кадастровой оценки на основе обширной практики работы НП «СРОО «Экспертный совет» по различным регионам России.
Представитель Партнерства отметил следующее.
Оспаривание кадастровой оценки происходит в специализированных комиссиях, либо в судах посредством представления отчета об оценке конкретного объекта. Во множестве случаев стоимость в отчет об оценке в разы, а иногда и в десятки раз отличается от стоимости, определенной в отчете об определении кадастровой стоимости. Такая ситуация вызывает массу вопросов о причинах такого расхождения и создает серьезную проблему для местных бюджетов, для которых налог на землю являются существенной доходной составляющей. В результате дело доходит до глобальных разбирательств, например, как в Омске.
Ситуация усугубляется еще и тем, что ни в комиссиях, ни в судах разбирательство по существу в причинах расхождений не происходит. Так, у комиссии отсутствуют полномочия по «оспариванию» представленного отчета, тем более, что он, как правило, сопровождается положительным заключением СРОО. В судах ответчиком выступает Федеральная кадастровая палата, которая может только установить кадастровую стоимость в размере рыночной, однако никак не связана с исходным кадастровым отчетом, чтобы представлять альтернативную позицию.
Возникает извечный вопрос: кто виноват, и что делать? В чем же реальные причины таких расхождений? Очевидно, что причина либо в недостоверности отчета об определении кадастровой стоимости, выполненного на этапе кадастровой оценки, либо отчета об определении рыночной стоимости.
За последнее время в условиях изменившегося законодательства в области кадастровой оценки НП «СРОО «Экспертный совет» наработало конструктивный опыт экспертизы отчетов об определении кадастровой стоимости различных категорий объектов оценки в нескольких субъектах России, в том числе земельных участков населенных пунктов Пермского края, Курской и Самарской области, земельных участков водного фонда Пермского края, объектов недвижимости жилого и нежилого фонда г. Москвы, Ямало-Ненецкого АО, Красноярского и Ставропольского края, Владимирской, Вологодской, Тюменской и Иркутской области, земельных участков сельскохозяйственного назначения Республик Адыгея, Северная Осетия – Алания и Дагестан, Хабаровского и Пермского края, а также Мурманской и Иркутской области. В настоящее время работы по экспертизе ведутся в Оренбургской, Рязанской, Вологодской, Магаданской, Тамбовской, Мурманской, Саратовской и Тульской области, республике Мордовия, а также Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах. Опыт Партнерства в области экспертизы кадастровых отчетов показывает, что ошибки в них могут быть обусловлены следующими причинами:
- Отсутствие качественной методологии массовой оценки. Развитие методологии кадастровой оценки в России находится на начальном уровне. Определены лишь основные принципы и методологические направления, что безусловно недостаточно в условиях некачественных исходных данных и многовариантности задач кадастровой оценки. Исполнитель работ сталкивается с задачами не только выполнения самой оценки, но и разработки методических решений с учетом особенностей конкретного региона.
- Отсутствие достаточных и достоверных исходных данных по аналогам. Рынки недвижимости многих регионов не развиты. В отдаленных районах субъектов РФ практически не найти информацию о сделках, либо она носит разрозненный и противоречивый характер.
- Отсутствие информации о всех ценообразующих факторах объектов оценки. Информация об объектах недвижимости, учитываемая в едином реестре, носит весьма ограниченный характер. При этом при проведении массовой оценки оценщик основывается главным образом на ней.
- Упрощение модели ценообразования. Сам по себе процесс моделирования упрощает уникальное ценообразование, которое характерно для рынка недвижимости. При том, что фактически на стоимость объекта существенно влияет около десятка разных характеристик, в модель, как правило, попадает около 3-6 факторов.
- Участие админресурса. Местные органы власти, являясь заинтересованными лицами, часто следят за работой оценщика и могут негативно влиять на результат.
- Недостаточный профессионализм исполнителей. Проведение аукционов по кадастровой оценке привело к массовому демпингу и притоку оценщиков, не имеющих необходимой квалификации и опыта кадастровой оценки.
Участие независимого оценщика в процессе оспаривания сопровождается, как правило, заключением СРОО, что регламентировано процедурой работы комиссий по оспариванию, либо требуется судами на основе решения Президиума ВАС РФ по делу 913/11. Как же может отчет об оценке, да еще с заключением СРОО, содержать ошибку, искажающую стоимость объекта в разы? В части самого отчета об оценке причинами могут быть следующие. В связи с тем, что оценка, как правило, выполняется на дату, существенно отстоящую от текущей, у оценщика наряду с общей проблемой неразвитости и закрытости рынка возникают следующие дополнительные сложности со сбором аналогов, которые приводят к ошибкам:
- интернет почти не сохраняет данные прошлых периодов;
- контакты по аналогам обычно уже не работают, либо отказываются общаться, что не позволяет проверить достоверность информации и дополнить информацию об объекте;
- неполное описание аналогов;
- кроме того, добавляется проблема оценок, носящих «заказной характер».
В целях устранения этих проблем законодатель предусмотрел проведение экспертизы отчетов об оценке, однако, не указав вид экспертизы. При этом согласно ФСО 5 «в случаях, когда не указан вид экспертизы, экспертом проводится нормативно-методическая экспертиза», таким образом, в отношении кадастровой оценки, где отсутствует такое указание, проводится нормативно-методическая экспертиза. В настоящий момент среди СРОО нет единого понимания состава работ при проведении нормативно-методической экспертизы. НП «СРОО «Экспертный совет» считает, что в отчете об оценке, соответствующем законодательству, не могут содержаться ошибки, существенно влияющие на стоимость, так как это нарушает одно из основных требований законодательства в части введения в заблуждение. Однако, есть альтернативная позиция других СРОО, что приводит к практике выдачи положительных заключений на отчеты об оценке, содержащие искаженные стоимости.
Что же делать в такой ситуации? В первую очередь нужно постараться обеспечить исключение ошибок с обеих сторон. В части выполнения кадастровой оценки первоочередным решением представляется отмена аукционов по кадастровой оценке. В части индивидуальных отчетов об оценке способствовать повышению их качества может введение стоимостной экспертизы СРОО. Еще одной интересной мерой может быть размещение отчетов об определении кадастровой стоимости в открытом доступе в интернете. С одной стороны, это будет стимулировать исполнителя кадастровой оценки к более качественному исполнению работ, с другой показывать оценщикам и правообладателям методические подходы и исходные данные, которые закладывались в расчет. То есть, появится возможность сопоставлять не только итоговые стоимости, а разбираться и делать обоснованные выводы о первопричинах расхождений. При массовом характере обоснованных оспариваний, логичным является «переделка» кадастровой оценки.
В настоящий момент оценочное сообщество в комиссиях по оспариванию представляет НСОД, однако функционал такого присутствия непонятен. Более логичным является включение представителя исполнителя кадастровой оценки и СРОО, выдавшей на нее положительное заключение. Для обоснованного принятия решения комиссиями и возникновения разумной состязательности представляется целесообразным готовить позицию о причинах расхождений со стороны исполнителя работ по кадастровой оценке.