Новости
О роли и оценке эффективности деятельности независимых экспертов в Свердловской области и в современной России

18 мая 2015

Демпинг и непрофессиональное, недобросовестное поведение на рынке встречаются в любом регионе России. Борьба с негативными явлениями в оценочной отрасли, наносящими специалистам оценки как репутационный, так и финансовый ущерб, зачастую не дает результатов. Профессиональное оценочное сообщество выдвинуло предложения, основные позиции которых отражены в Открытой концепции развития оценочной деятельности. В основе кардинальных положительных изменений, способных качественно повысить уровень развития всей отрасли – инициатива на местах. В отдельных регионах эти проблемы уже решаются системно, и предметной иллюстрацией этого может служить пример Екатеринбурга.

Комиссия Уральской Торгово-промышленной палаты по безопасности предпринимательской и профессиональной деятельности и противодействию коррупции была создана в сентябре 2014 года с целью реализации Национального плана по борьбе с коррупцией, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226, и в соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства РФ, которое регламентирует, что каждая юридическая структура (в том числа Уральская ТПП) должна иметь орган, занимающийся подобными вопросами. Инициатором формирования Комиссии выступил руководитель НКО «Граждане России – за закон!» А.Л. Халявин. На уровне рабочих групп Комиссии решается широкий круг вопросов:

  • юридическое сопровождение и обеспечение правовой защиты;
  • обеспечение законности, безопасности организации и сопровождения работы заказчиков и участников торгов, конкурсов и аукц ионов, проводимых на электронных торговых площадках в рамках ФЗ-44 и по ФЗ-223;
  • оказание содействия в развитии Негосударственной сферы безопасности, информационной безопасности и обеспечению безопасности предпринимательской деятельности и противодействия коррупции;
  • освещение деятельности Комиссии в СМИ и проведению журналистских расследований;
  • взаимодействие с правоохранительными следственными, судебными органами и органами прокуратуры и обобщение уголовной практики по преступлениям коррупционной направленности.

Кроме того, в рамках Комиссии действует Экспертный Совет. Одной из последних инициатив Комиссии стала организация курсов по повышению квалификации судебных экспертов в Уральском федеральном университете, которые стартуют в июне. Среди преподавателей – опытные специалисты в области судопроизводства и оценочной деятельности. 

Дадим слово руководителю Комиссии А.Л. Халявину:

Одна из поставленных перед Комиссией задач – обеспечить квалифицированных экспертов и оценщиков достойной работой, в интересах государства и общества. В своем выступлении перед Депутатами Законодательного Собрания Челябинской области 27 февраля 2014 года действующий губернатор сказал: «Особо актуальна растущая роль независимой экспертизы и институтов гражданского общества в повышении эффективности решений, принимаемых властью! Власть будет опираться на мнение широкого круга независимых экспертов, не связанных с аппаратами управления!».

В Уральской ТПП числятся около тысячи предприятий – ее членов. Это крупные, средние и мелкие предприятия, находящиеся на территории Свердловской области, и не только. Одна из основных задач Уральской ТПП – координация взаимодействия потенциальных заказчиков оценки и субъектов оценочной деятельности.

Член Партнерства, член Рабочей группы Комиссии по юридическому сопровождению О.Г.Зубков сообщил, что участники нередко выступают в роли медиаторов между заказчиком оценки и исполнителем. Он особо подчеркнул, что РГ видит свою задачу не только в том, чтобы наладить контакт между клиентом и оценщиком, но и помочь отдельным специалистам стать лучшими в своей сфере, постоянно повышая собственную квалификацию и противопоставляя свои умения и опыт непрофессиональным и недобросовестным субъектам на рынке оценки.

Одним из существенных условий при заключении договоров на оценку должно быть применение предусмотренных в Положении о членстве Уральской ТПП скидок на услуги, стимулирующих заказчиков оценки. Другим условием должно быть обязательное повышение квалификации, связанное с экспертно-оценочной деятельностью. Для этих целей в УрФУ с мая 2015 года созданы курсы повышения квалификации судебных экспертов. При кафедре управления экономикой и управлению строительством и рынком недвижимости проводятся курсы повышения квалификации оценщиков. Эти и другие меры должны укрепить уверенность «Заказчика» и «Исполнителя» друг в друге, исключить возможность «заказухи» и фальсификации, а также свести к минимуму выполнение некачественных отчетов и экспертных заключений в жестких условиях рынка и демпинга. 

А.Л. Халявин отметил, что важность деятельности Комиссии для оценки состоит в недопущении обрушения цен на оценочные услуги. Кроме того, орган ведет информационную работу, направленную на повышение грамотности как населения, так и самих специалистов отрасли.

Демпинг – это бич экспертно-оценочной деятельности! Государственные контракты заключаются по самым низким, необоснованным ценам! Парадокс, но при этом, Заказчик требует от независимых экспертов обоснование утвержденной им демпинговой цены. «Эксперты» низкой квалификации идут на сделку с совестью, и, соглашаясь на любую, даже минимальную оплату своего «труда», фальсифицируют, с точки зрения законодательства, свои экспертные заключения! Невозможно в условиях состоявшегося сомнительного тендера провести подобное обоснование!

Актуальность этой проблемы подчеркивается целым рядом высказываний экспертов, обращающих внимание на насущную необходимость прозрачного ценообразования услуг.

Прав коллега Филомофицкий Сергей Анатольевич из Московской области: первоначальные цены контрактов должны формироваться с учетом тарифов Национального Совета оценочной деятельности (НСОД), а при падении цены контракта более чем на 25% от первоначальной отчет должен попадать на проверку к экспертам.

Президент ТПП Восточной Сибири Константин Семенович Шаврин отметил, что если 94-ФЗ был законом процедуры, то новый 44-ФЗ – это закон результата, и он должен обеспечить реформу госзаказа. При этом он указал на отсутствие оформившейся процедуры в сфере проведения независимой экспертизы, назвав это болезнью роста. Остановившись на вопросе определения стоимости экспертизы, он подчеркнул важность создания инструмента определения цены работы экспертов. Поскольку работа экспертов дешевой не является, у заказчиков возникают трудности, когда приходится обосновывать затраты перед проверяющими. Кроме того, есть сложности с обеспечением независимости самих экспертов. «Не секрет, что многие заказчики стараются сделать экспертизу формальной или привлечь исполнителей в качестве экспертов», – сказал он, призвав палаты «вместе навалиться» и сделать экспертизу необходимой.

Определение стоимости услуг для оценщиков должны формироваться с учетом тарифов НСОД. Принцип формирования цены контракта (отчета) должен быть прост и доступен к пониманию для руководителей любого уровня.

А.Л. Халявин напоминает о том, что законодательство в данной области сформировано, но оно до сих пор действует недостаточно эффективно.

Для экспертов и оценщиков существуют приказ Минюста РФ от 22 июня 2006 года № 241 «Об утверждении норм затрат времени на производство экспертиз для определения норм экспертной нагрузки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации и Методических рекомендаций по их применению», а также Распоряжение Минюста РФ от 6 мая 2009 года № 1250-р «Об установлении стоимости экспертного часа в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации при производстве судебных экспертиз по гражданским и арбитражным делам, делам об административных правонарушениях, а также при производстве на договорной основе экспертных исследований для граждан и юридических лиц на 2009 год».

Руководство Комиссии выдвигает собственные предложения по выходу из сложившейся ситуации.

Для осуществления указанных задач сформирована базовая АНО «Специализированная организация «УРАЛ-ВИТ», руководитель которой на данном этапе осуществляет общеорганизационные мероприятия, позволяющие наладить контакты «Заказчик» - «Исполнитель».

Позиция Комиссии Уральской ТПП по безопасности предпринимательской деятельности и противодействию коррупции следующая: в случае выявления существенных нарушений, ведущих к искажению итоговой стоимости, одной из мер для оценщика может быть временное приостановление оценочной деятельности, а для экспертов (специалистов), не выполняющих требования законодательства в области судебной экспертизы, лишение на два-три года возможности через Уральскую ТПП получать заказы экспертно-оценочного характера.

В дальнейшей работе над проектами Комиссии будет привлекаться обширный практический опыт НКО «ГРОЗА» в части противодействия коррупции. В ближайших планах – расширение методической базы правоприменения и разработка инструментов по передаче наработанного опыта (в том числе в рамках образовательных программ). А.Л. Халявин призывает профессиональное сообщество консолидироваться, а представителей государственных органов внимательнее относиться к подбору исполнителей работ.

Для того чтобы эксперты и оценщики начали эффективно работать и приносить пользу и государству, и обществу, и себе, нужно выполнять требования норм и правил в обосновании цены своих услуг. Позиция чиновников «кто дешевле» - тупиковая. Именно она порождает непрофессионализм, халатность, преступный сговор и коррупцию. В итоге обкрадывается государство! Чиновникам стоит пересмотреть сегодняшние критерии отбора исполнителей по принципу «цена» и «сроки» на необходимый критерий «качество». Иначе уже «завтра» не будет специалистов в этой области, а может быть, не будет и самого «завтра»!

 

Прочие материалы по теме:

 

документ создан 15.05.2015 14:02 , последнее изменение 18.05.2015 09:13
5.1
5. Пресс-центр