Новости
Новое интервью в разделе "От первого лица"
Новое интервью в разделе "От первого лица"
На вопросы НП «СРОО «Экспертный совет» (Партнерство) отвечает Шабля Егор Ярославович:
- член Совета Партнерства,
- заместитель руководителя департамента оценки, руководитель отдела оценки имущества ООО «Институт проблем предпринимательства»,
- преподаватель Межотраслевого института повышения квалификации при Санкт-Петербургском политехническом университете по направлению «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)».
Как Вы стали Оценщиком? Что повлияло на Ваш выбор?
В оценку пришел в 2001 году. История почти книжная. Будучи без пяти минут выпускником кафедры ядерной физики, работал в то время в одном из НИИ над вопросом обнаружения взрывчатых веществ. В то посткризисное время финансовая ситуация в науке была в упадке. Как- то раз по дороге на работу встретил одноклассницу, которую не видел «сто лет». Расспросив про мои дела она и посоветовала мне пойти в оценку – дело гораздо более хлебное, чем наука. В науке же тогда было две перспективы: уезжать из страны или влачить жалкое существование здесь. Уезжать я не хотел и решил попробовать себя в оценке. Мат. аппарат в оценке был существенно проще нежели в физике высоких энергий, поэтому азы профессии дались мне легко. На тот момент я еще твердо не решил, чем буду заниматься, поэтому работу в оценке совмещал с аспирантурой. В своей первой оценочной компании я проделал путь с помощника оценщика до зам.генерального директора. В тоже время меня заметили и в Санкт- Петербургском государственном политехническом университете, предложив попробовать вести практику на курсах по оценке. К окончанию аспирантуры я уже понимал, что защита диссертации будет моей финальной точкой в изучении проблем ядерной физики.
Для Вас оценка- это и бизнес и преподавательская деятельность. Оценочный бизнес как-то существенно отличается от любой другой коммерческой деятельности?
Поскольку я представляю крупную компанию, то и направления моей деятельности характеризуется целыми сегментами с крупными игроками: энергетика, нефтедобыча, нефтепереработка, водоснабжение и т.п. И в данном случае типичным является не определенное направление в оценке (МСФО или РСБУ, кредитование и т.п.), а предоставление клиенту полного спектра услуг в области оценки, учитывающего его корпоративные интересы. Отсюда нельзя и говорить об узкой специализации в оценке, скорее о глубоком погружении в особенности отрасли, что в общем и импонирует в оценке – разбираешься в новых вещах. Как следствие, понятными становятся и цели «бизнеса» - стать для клиента компанией, мнением которой дорожат и уважают, компанией – партнером, которой можно доверить решение сложных задач, что в свою очередь сопряжено с необходимостью/умением решать вопросы с целым спектром третьих участников (аудиторы, органы гос. власти, кредитные институты и т.п.). Понятно, что такие задачи требуют участия высококвалифицированных кадров, коих, как известно, жуткий дефицит. И получить их с рынка практически невозможно. Отсюда и второй вид деятельности – преподавание.
Вы-преподаватель Межотраслевого института повышения квалификации при Санкт-Петербургском политехническом университете по направлению «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». Как Вы считаете с позиции своего опыта, почему молодые люди приходят в оценку?
Может быть мой ответ будет достаточно циничен, но даже в те романтичные времена, когда молодой человек мог выбирать себе профессию, не взирая на экономический аспект, а руководствуясь лишь повелением сердца, представление выпускников об их призвании лишь в редких случаях совпадало с генеральной линией их трудовой карьеры, в которой они достигали бы осязаемых высот. Чаще всего на их пути происходили какие-то изменения, за которые они потом благодарили судьбу. И это касается как людей «достигших», так и людей вполне «обыкновенных». И если раньше молодежь выбирала себе направления своей трудовой деятельности больше по велению сердца и/или способностей, то сегодня по экономическим причинам. Только в этом и разница. А грамотные, умные, воспитанные люди «будут нужны» во все времена. И дело не столь в стремлении нести доброе, вечное (хотя если не мы, то кто?), сколь в прагматических целях «снять сливки» -выбрать самых способных. И останется лишь огранить эти алмазы путем обучения. А среди обучаемых не только студены ВУЗа, но и желающие попробовать себя из других направлений – слушатели. Как следствие 90% наших сотрудников – выпускники alma mater. Опять же получается взгляд на оценку через бизнес.
Портрет студента со временем меняется? Как можно оценить уровень профессионального современного образования?
Современному студенту на мой взгляд тяжелее, чем его сверстнику 10 и более лет назад. Он вынужден учиться в современных экономических реалиях. «Легких» заработков сейчас не так много, плюс над ним постоянно стоит психологический выбор дальнейших инвестиций в усилия и получения новых навыков/знаний или монетизации существующих. Как мы все знаем выбор в пользу долгосрочных перспектив сделать не так легко, как следствие, налицо общее падение уровня образованности молодых кадров. Не стоит идеализировать и уровень современного преподавания. Часто злюсь на себя за не до конца принципиальную позицию, жалея студентов/слушателей, хотя и понимаю, что, возможно, сослужу им тем самым «медвежью услугу». Но, порой, сталкиваясь на наших курсах со студентами других учебных заведений, слышишь, что диплом им не нужен (он у них уже есть), они пришли знания получать. Это хоть и импонирует, но и огорчает одновременно.
А среди Ваших коллег есть Ваши бывшие студенты?
С каждым годом все больше и больше и тем более отрадно сегодня общаться с ними на одном языке.
Какие рекомендации Вы можете дать новичкам, которые только начинают работать в оценке?
Рекомендации, я думаю, могут подойти к любой профессии. Важно постоянно работать над собой, адекватно оценивать и работать над ошибками. В оценке очень важны внимательность, способность оценить ситуацию «сверху», чувство масштаба. Конечно, и здесь не без предрасположенностей, но дорогу осилит идущий.
Насколько важны в работе Оценщика моральные качества?
Вопрос, наверное, о том же. Люблю на общее смотреть через частное. Как поется в известной песне: «Если ж он не скулил, не ныл, пусть он хмур был и зол, но – шел». Особенно в больших проектах всегда ждут 120% и от тебя и от команды в целом. Оценка, зачастую – командный вид спорта. Поэтому «халява» всегда на ладони. Может не получаться, не хватать знаний – всегда подставят плечо, но если филонишь, то «получишь» так, что мало не покажется. Это своего рода школа жизни. Морально-волевые качества очень ценятся.
Облик любой организации определяют люди. Когда есть свободное от работы время, чем Вы занимаетесь? Есть ли увлечения, хобби и пр…
(Смеется) Стандартные страсти для многих мужчин. Рыбалка, баня, футбол. Три мои страсти, на которые трачу свое свободное время.
Футбол – собственное участие или «боление»?
Играю и сам, но это скорее «дворовый футбол» с друзьями. Основное это «боление». У нас в городе так сложилось исторически, что «Один город – одна команда». Да была и славная команда «Динамо» (Ленинград), но все же Питер в первую очередь связан с «Зенитом». Дело в том, что для жителей (и я думаю, что этот процесс охватывает почти всех, ибо нет не вовлечённых: у кого-то болеет муж, сын, брат, лучшие друзья, и все мы жители одного прекрасного города со своим менталитетом) «Зенит» – это не просто клуб или бизнес- проект. Это, в первую очередь, выражение менталитета города. С молоком матери впитываются традиции. Помню, как дед на плечах нес меня, шестилетнего, в дождь, на матч «золотого Зенита» с «Торпедо» (Кутаиси). Уверен, что при опросе и сегодняшних пацанят того же возраста 9 из 10 безошибочно дадут характеристику, что есть «Спартак», а кто есть «Зенит». Отсюда и постоянное обсуждение среди болельщиков, каков должен быть клуб, какова должна быть его философия. И прогремевший на весь мир манифест «Селекция 12», заклейменный столичной прессой, чьи клубы давно потеряли свою самобытность, но неожиданно нашедший понимание в западных спортивных изданиях, которые хоть и со стократной оговоркой в сторону политкорректности и толерантности, выражали понимание желания болельщиков 1-го из 23-х клубов обладателей кубка УЕФА за всю его историю, видеть на поле 11 игроков, являющихся истинно частью их социума (не дающих правильные интервью, ибо есть пункты в их контракте, а искренне любящих город и стремящихся быть его частицей). Футбольное боление – это не только выплеск эмоций во время матча, но и твоя социальная позиция вне стадиона.
Баня – это тоже общение или что-то еще?
Баня с друзьями это, конечно, хорошо, но я предпочитаю процесс. Причем приготовление доставляет не меньше удовольствия, чем сам процесс. Прочитайте рассказ Шукшина «Алеша Бесконвойный» - в этом вся баня, моя баня. Мне повезло больше, чем Алеше – сын постепенно проникается баней. Последний раз после парилки вышел на крыльцо, лег на лавку пузом вниз, руки ноги свесил – дышит. Матушка увидала и спрашивает: «Хорошо?». «Больше чем хорошо», - отвечает шестилетний человечек. Вот ради таких моментов стоит жить.
Ну, а рыбалка?
Рыбалка – это, в первую очередь, единение с природой, уход от назойливой жизни в обществе, освобождение от повседневных проблем и подпитка энергетикой прекрасного. В азарте просыпаются первобытные инстинкты, а при отсутствии клева – уникальная возможность просто посидеть и послушать тишину. Как точно подметил поэт
Вода, туман… и рань такая –
Проснулись только рыбаки.
Невидимая рыбья стая
Проклевывает гладь реки.
В запястье жилка нервно скачет,
А сердце – в зыбком поплавке.
И трепыхается удача
Прохладной рыбиной в руке!
….
Скулит в костре сучок осины
В кастрюльке булькает уха.
И солнца краешек малинов
Встает на крике петуха!
Ваши пожелания коллегам по цеху.
Не буду гнаться за оригинальностью. Успехов в бизнесе.