Новости
Марина Дёмина: «Вектор развития оценщиков должен быть направлен в сторону экспертизы»
2021 год для Марины Дёминой оказался весьма продуктивным. Она стала финалисткой конкурса красоты «Миссис ОПОРА РОССИИ - 2021», победив в номинациях «Миссис Бизнес-леди ОПОРЫ РОССИИ» и «Миссис Благотворительность ОПОРЫ РОССИИ», а также представила Россию в шестом Международном конкурсе женских предпринимательских проектов в АТЭС “APEC BEST AWARD”.
Марина Юрьевна — региональный представитель Ассоциации в Вологодской области, член Совета Ассоциации, генеральный директор ООО «ДИС», член ВОО ОПОРА РОССИИ и руководитель комитета по развитию женского предпринимательства в г. Череповец, а еще — председатель регионального совета по оценочной деятельности при Вологодской ТПП.
- Вступая в должность председателя РСОД в 2017 году, вы озвучивали, что задача №1 — это урегулирование ситуации с завышением кадастровой стоимости в Вологодской области. Что удалось сделать в этом направлении за прошедшие четыре года?
- У нас прошла новая кадастровая оценка всего имущества Вологодской области на 1 января 2019 года, результаты отличные. Кадастровая оценка земельных участков проведена на очень высоком уровне, обращений по процедуре оспаривания практически нет. В этом, конечно, огромная заслуга руководителя регионального ГБУ Д.С. Башкирцева. Мы вместе с ним прошли обучение от ЭС, профпереподготовку по государственной кадастровой оценке, это очень помогло в работе. Когда он приступил непосредственно к выполнению этой задачи — определению кадастровой стоимости земельных участков Вологодской области, у него было уже четкое понимание, как работать и что делать. Второй важный момент — полное сотрудничество и партнерство непосредственно с оценщиками. Мы с ним очень много моментов прорабатывали, проговаривали, они все время советовались. Ну и тот фактор, что сотрудники ГБУ, непосредственно отвечающие за кадастровую оценку, — это сильные специалисты с опытом в рыночной оценке, тоже, думаю, сыграл свою роль. Кстати, эти оценщики — тоже члены Ассоциации, что для меня — дополнительный повод для гордости.
- Что сейчас видится первоочередной задачей в роли регионального представителя Ассоциации и председателя РСОД? В роли главы оценочной компании? В роли члена Совета Ассоциации?
- Продолжу здесь тему взаимодействия с ГБУ. Тот руководитель, о котором я говорила, к сожалению, ушел с должности. Новый директор пока не погрузился полностью в процесс, как его предшественник, специального обучения тоже не проходил, на заседаниях РСОД не появляется. И для меня одна из основных задач сегодня — наладить связь с новым руководством, ведь нас ждет новая кадастровая оценка земельных участков, которая у нас будет в 2023 году утверждена, а начнут ее делать уже с 1 января 2022 года.
Процедура оспаривания кадастровой стоимости в 2020 году претерпела существенные изменения — введен новый порядок. Наш регион на него еще не перешел, мы пока находимся в стадии переходного периода, работаем по старой схеме. И, честно сказать, очень надеюсь, что еще хотя бы годик по ней поработаем, именно из-за смены руководства ГБУ. Нам нужно многие вопросы урегулировать, чтобы были учтены интересы не только власти, но и граждан, налогоплательщиков. Планируем провести несколько мероприятий – и форум по финансово-экономической экспертизе, который был отменен из-за пандемии, и отдельное мероприятие для оценщиков, специализирующихся на оспаривании кадастровой стоимости. Мы хотели обсудить проблемы взаимодействия с ГБУ, продумать алгоритм действий, понять, как мы вообще будем работать.
Сейчас уже перед нашими вологодскими оценщиками не так остро стоит вопрос пересдачи квалэкзамена, основная масса пересдала, а вот весна и лето были в этом плане горячей порой. Я активно помогала в этом всем, кто обращался — и в подготовке документов, и задачи вместе решали, и теоретические вопросы разбирали… Слава богу, никто не вышел из СРО, никого не исключили, этот этап мы, можно сказать, прошли благополучно. Вообще я со всеми оценщиками в своем регионе в хороших дружеских отношениях, всегда открыта и стараюсь помочь, если могу. Недавно на одну оценщицу написали нехорошее письмо, якобы она подготовила плохой отчет. В суд не подали, но напугали. Мы со стороны регионального представительства в ее защиту подготовили позицию, полностью опровергли все обвинения в ее адрес, дело приостановили, никаких последствий у того письма не было.
- Каким видите свое ближайшее будущее? Планируете ли и дальше заниматься оспариванием кадастровой стоимости, или есть другие перспективы?
- Оспаривание постепенно уходит на дальний план. Я много лет посвятила этой процедуре и, честно сказать, от нее устала. Всегда интересно изучать что-то новое, и для меня, например, сейчас стали очень актуальны проекты, связанные с оценкой бизнеса. Я бы хотела это направление активно развивать, и может, даже, не ограничиваться своим регионом. Во всяком случае, на следующий год я перед собой ставлю именно такую задачу.
- У вас есть опыт работы как рядовым оценщиком, так и владельцем оценочной компании. Какие вы можете назвать тренды развития отрасли? На что следует сейчас обращать внимание молодым оценщикам, чтобы добиваться успеха в этой сфере?
- К сожалению, отрасль уже довольно давно находится под угрозой, кризис может закончиться очень печально. У нас забирают огромное количество работы, и я как директор оценочной компании понимаю, что оставаться в одной оценке неправильно, нужно осваивать что-то еще. Вектор развития однозначно должен быть направлен в сторону экспертизы. Я сама в 2015 году закончила магистерскую программу ЭС в РЭУ по экспертизе отчетов об оценке, и всем советую, потому что экспертиза будет нужна всегда.
- Вы стали финалисткой конкурса красоты «Миссис ОПОРА РОССИИ - 2021», победив в номинациях: «Миссис Бизнес-Леди ОПОРЫ РОССИИ» и «Миссис Благотворительность ОПОРЫ РОССИИ». Расскажите, как готовились к конкурсам, что было самым сложным и волнительным?
- Конкурс проходил в Ростове, было несколько этапов — встреча-визитка, защита своего бизнес-проекта и в финальной части дефиле в национальных костюмах. Так как я представляла Вологодскую область, то ключевым элементом наряда должно было стать вологодское кружево. Готовили наряд, я собирала материал для презентации, репетировала свою речь… Самым сложным была защита бизнес-проекта, ведь нужно было правильно донести информацию, чтобы меня услышали и поняли, чего я хочу, и для чего. Проект, кстати, не связан с оценкой, это социальный проект, посвященный развитию территории. В Ярославской области есть территория, которую мы преобразили, на этой площадке планирую проводить обучение и различные мероприятия для молодых одаренных людей — победителей каких-то конкурсов, студентов, выпускников, у которых есть идеи, но нет возможностей их реализовать. Мне хочется помогать талантливым ребятам. Это непростой проект, но я хочу попробовать.
То, что меня отметили в номинации «Благотворительность», стало для меня полной неожиданностью. За те несколько дней, что проходил конкурс, мы постоянно тесно общались с членами комиссии. И когда меня спросили, занимаюсь ли я благотворительностью, рассказала о том, что несколько лет на регулярной основе помогаю детской областной больнице. Мы закупили оборудование в отделение детей с лейкозом, отремонтировали и оснастили детскую комнату, приобрели техническое оснащение для столовой, а один год «поработали» за Деда Мороза – раздобыли список желаний детей, которые на тот момент там находились, и купили все, что они просили у Деда Мороза.
- Ваша сестра в этом году стала призером Олимпийских игр. А какие у вас отношения со спортом?
- Сестренкой я невероятно горжусь, когда она победила, я была не просто счастлива, чувства меня переполняли. Но истории у нас разные — у нее любовь к гандболу была с детства, она практически сразу начала показывать высокие результаты, попала в юношескую сборную в 14 лет, а не в 16, как это обычно бывает. И в другой роли себя просто не видела. Я же семь лет посвятила плаванию, но сказать, что представляла себя только спортсменкой, не могу. Хотя мне тоже прочили большое будущее в этом направлении, я занималась серьезно, и кто знает, во что это могло вылиться. В подростковом возрасте начала меняться фигура, мне это не понравилось и я в одночасье завязала со спортом. За мной еще год тренер ходил, уговаривал вернуться. Я не захотела, и, в общем-то, не жалею.
- Расскажите о вашем увлечении рисованием. Учились ли где-нибудь? Что делаете с готовыми работами?
- С рисованием, видимо, связывают гены. Прадедушка был профессиональным художником, у нас сохранились его картины. В художке не училась, тогда все время занимало плавание. Но рисовать я любила всегда. В школе любимые предметы были ИЗО и черчение, учитель говорила родителям, что мне нужно поступать в архитектурный институт, потому что я хорошо чертила. Кстати, мне сейчас в работе этот навык помогает, когда изучаю техническую документацию, я легко в ней ориентируюсь.
А любовь к рисованию никуда не делась. Иногда долго не берусь за кисть — нет времени, вдохновения, желания. А иногда душа прямо просит, хочется рисовать и рисовать, и столько это приносит удовольствия. Рисование — даже не хобби, это моя отдушина. А картины свои и дарю, и дома вешаю.
Предлагаем также ознакомиться с другими интервью в рубрике «От первого лица».