Новости
Опубликованы Методические указания о государственной кадастровой оценке
29 июня 2016 года Минэкономразвития России опубликовало на своем сайте методические указания о государственной кадастровой оценке (приказ от 7 июня 2016 г. № 358 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке»). Приказ вступает в силу с 1 ноября 2016 года. Методические указания – один из 17 документов, которые необходимо разработать и утвердить для запуска новой системы кадастровой оценки, в соответствии с законопроектом № 1060652-6 «О государственной кадастровой оценке».
Обращает на себя внимание следующее. На заседании Государственной Думы РФ 7 июня 2016 года спикер Госдумы РФ С.Е. Нарышкин обозначил заместителю министра экономического развития РФ Н.Р. Подгузову необходимость подготовки и представления в Государственную Думу проектов всех необходимых актов, в том числе Методических указаний о государственной кадастровой оценке, ко второму чтению. Документы в Госдуму предоставлены не были. Однако приказ МЭР был подписан в тот же день (7 июня!), когда замминистра экономического развития говорил о том, что нормативная база вряд ли может быть принята до того, как принят закон. По факту получилось наоборот: закон «О государственной кадастровой оценке» еще не подписан президентом, а Методические указания уже утверждены.
Далее возникает вопрос, на кого рассчитаны данные Методические указания. Если речь идет о независимых кадастровых оценщиках, то принятие Методических указаний для них запоздало на два-три года – а сейчас для них указания неактуальны (подробнее о моратории).
Особую тревогу вызывает то, что Методические указания должны были пройти (и не прошли) полноценную практическую апробацию в ряде регионов. Результаты этой апробации должны были быть проанализированы и учтены при утверждении нормативно-правовых актов. И теперь исполнитель работ по кадастровой оценке имеет в качестве регулирующей инструкции документ, который невозможно выполнить. Например, предусматривается подготовка списков по результатам первичной работы исполнителя работ по кадастровой оценке с кадастром – эта процедура могла бы существенно повысить качество исходной информации, но заказчик работ физически не может обозначить вид разрешенного использования (ВРИ) для всех объектов в перечне, по которым информация по ВРИ отсутствует или является противоречивой. А формирование списка №4, в состав которого входят объекты, не подлежащие оценке, противоречит требованиям действующего законодательства, в соответствии с которым должны быть оценены все объекты, включенные в перечень. Росреестр, который теперь обязан проверять отчеты по определению кадастровой стоимости в соответствии с Методическими указаниями, вынужден будет направлять отрицательные заключения: документ составлен таким образом, что исполнить его требования нельзя.
Стоит упомянуть еще одно замечание. Государственные бюджетные учреждения смогут оценивать объекты капитального строительства (квартиры, дачи, гаражи, здания, помещения и сооружения) индексацией предыдущих результатов (вариант №4). И это идеальный вариант для ГБУ: провести полноценную кадастровую оценку они не смогут, так как не имеют специалистов с необходимым опытом работы, а с умножением на коэффициенты предыдущей кадастровой стоимости (естественно, на коэффициент больше единицы) справится даже небольшой специалист. При этом решается задача наполнения бюджета (умножить прошлые результаты на 1,3 и получить необходимый прирост налогов на 30%). Главное же – четкое соответствие требованиям Методических указаний. При любом другом варианте расчета гарантировано отрицательное заключение Росреестра.
Есть претензии и к техническому исполнению: обсуждение и одобрение Методических указаний находится в ведении Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России (специально создана профильная Рабочая комиссия по рассмотрению результатов апробации Методических указаний о государственной кадастровой оценке Рабочего органа по кадастровой оценке). Документ не обсуждался членами Комиссии. Кроме того, тексты нормативно-правовых документов подлежат размещению на сайте regulation.gov.ru, где они проходят процедуру общественного обсуждения – это также не было сделано.
При этом в тексте есть определенные положения, которые поддерживает профессиональное оценочное сообщество: содержится привязка кадастровой стоимости к рыночной (примечательно, что понятие кадастровой оценки взято из законопроекта «О ГКО»).
Далее по теме:
- приказ № 358;
- законопроект № 1060652-6 «О государственной кадастровой оценке»;
- изменения в законодательстве о государственной кадастровой оценке;
- ответ Н.Р. Подгузова на вопрос А.Д. Крутова (первое чтение законопроекта "О ГКО").