Новости
Методические разъяснения по учету отложенных налоговых активов и обязательств при оценке бизнеса

18 марта 2022

Методический совет Ассоциации подготовил очередные Методические разъяснения по актуальному вопросу оценочной деятельности – учету отложенных налоговых активов и обязательств при оценке бизнеса. В документе описывается:

  • экономическая природа отложенных налоговых активов и обязательств;
  • возможности по их использованию на конкретном предприятии;
  • методы учета в различных подходах к оценке бизнеса.

Напоминаем, что актуальные новости Ассоциации и рынка оценочных услуг размещаются в нашем канале в Телеграм.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ

по учету отложенных налоговых активов и обязательств при оценке бизнеса

Документ в формате wordpdf (с подписями и печатями)

1. Методические разъяснения носят рекомендательный характер и предназначены для подготовки отчетов об оценке и заключений эксперта в части, не противоречащей Закону о судебно-экспертной деятельности [1].

2. Терминология:

2.1. Отложенные налоговые активы (ОНА) – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 14 ПБУ 18/02 [2]).

2.2. Отложенные налоговые обязательства (ОНО) – часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах (п. 15 ПБУ 18/02).

3. ОНА, ОНО необоротоспособны и не могут быть самостоятельными объектами оценки.

4. ОНА и ОНО могут влиять на стоимость предприятия-балансодержателя (Предприятия). При прочих равных условиях (с учетом п. 5.2):

4.1. Предприятие с ОНА: будет в будущем платить меньше налогов ® будет генерировать больший денежный поток ® имеет стоимость больше, чем Предприятие без ОНА;

4.2. Предприятие с ОНО: будет в будущем платить больше налогов ® будет генерировать меньший денежный поток ® имеет стоимость меньше, чем Предприятие без ОНО.

5. Экономическая полезность ОНА:

5.1. Экономическая природа ОНА – снижение налога на прибыль в будущем.

5.2. Наличие ОНА на балансе не гарантирует, что Предприятие сможет их использовать. Условие использования – наличие у Предприятия достаточной величины налогооблагаемой прибыли, а также неизменность учетной политики и налогового законодательства (см. п. 8.2).

5.3. Как правило, при большой величине ОНА их рыночная стоимость в составе активов Предприятия ниже балансовой, поскольку Предприятие не может генерировать такую величину прибыли, которая бы позволила использовать всю сумму ОНА в текущем налоговом периоде.

5.4. При отсутствии объективных оснований для прогноза прибыли Предприятия в будущем (например, ликвидация при банкротстве) ОНА не имеют экономической полезности, а значит и рыночной стоимости.

6. Экономическая полезность ОНО:

6.1. Экономическая природа ОНО – увеличение налога на прибыль в будущем.

6.2. Налог, обусловленный наличием ОНО, подлежат уплате в приоритетном порядке. Например, даже при банкротстве налог относится к текущих платежам (первой очереди) – п. 15 ПБУ 18/02, абз. 10 п. 6 Обзора судебной практики [4], ст. 134 Закона о банкротстве [5].

6.3. Как правило, рыночная стоимость ОНО в составе активов Предприятия близка к балансовой.

7. Учет ОНА/ОНО в подходах к оценке стоимости бизнеса:

7.1. Общие положения:

7.1.1. На стоимость бизнеса ОНА/ОНО оказывают влияние через величину соответствующего изменения налога на прибыль и ее распределение во времени.

7.1.2. Изменение налога на прибыль = «налог на прибыль без учета ОНА (ОНО)» минус «налог на прибыль, уменьшенный на ОНА (увеличенный на ОНО)» (приложение к ПБУ 18/02).

7.1.3. Распределение денежных потоков от ОНА зависит от причины их образования (п. 11 ПБУ 18/02):

  • часто ОНА связаны с убытками прошлых лет и могут быть учтены в расчете налога на прибыль учетом правил, установленных п. 2.1 ст.283 НК РФ [3] («В отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2024 налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, …, не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%1», оставшаяся часть убытков прошлых лет может быть использована в последующих периодах);
  • для ОНА, образованных по иным причинам (например, в результате разниц в бухгалтерском и налоговом учете основных средств и амортизации, запасов и дебиторской задолженности, финансовых вложений, п. 10 ПБУ 18/02), ограничения по использованию не установлены.

7.2. В доходном подходе к оценке бизнеса ОНА/ОНО учитываются по одной из двух схем:

7.2.1. В денежном потоке (при прогнозе величины налога на прибыль);

7.2.2. В виде итоговой корректировки (п. 12 ФСО №8 [6]).

7.3. В затратном подходе к оценке бизнеса стоимость ОНА/ОНО определяется как изменение налога на прибыль, приведенное к дате оценки по ставке дисконтирования, характеризующей деятельность Предприятия. В зависимости от доступной информации и конъюнктуры рынка могут быть реализованы следующие методы расчета (перечислены в порядке снижения точности результатов):

7.3.1. На основе прогноза показателей деятельности из доходного подхода к оценке Предприятия или его активов2.

7.3.2. На основе упрощенного прогноза показателей деятельности Предприятия, например, через среднеотраслевую рентабельность.

7.3.3. На основе среднерыночной рентабельности активов. Например, по следующей схеме: рыночная стоимость активов Предприятия, генерирующих доход ® среднеотраслевая рентабельность активов ® налог на прибыль ® изменение налога на прибыль в конкретный отчетный период ® текущая стоимость изменения налога на прибыль.

7.4. В сравнительном подходе к оценке бизнеса3 ОНА/ОНО могут быть учтены в виде итоговой корректировки (п. 12 ФСО №8) на основе методологии, описанной в п. 7.3.

7.5. При одновременном наличии у Предприятия ОНА и ОНО изменение налога на прибыль прогнозируется с учетом п. 20 ПБУ 18/02 («отложенный налог на прибыль за отчетный период определяется как суммарное изменение ОНА и ОНО за этот период …»).

7.6. Переоценка ОНА/ОНО осуществляется с учетом принципа существенности – при незначительном влиянии ОНА/ОНО на стоимость Предприятия, а также при наличии объективных оснований считать, что их рыночная стоимость близка к балансовой, рыночная стоимость ОНА/ОНО может быть приравнена к балансовой стоимости.

8. Заключительные положения:

8.1. В отчете об оценке следует описать причины образования ОНА и ОНО.

8.2. Законодательство в сфере ОНА/ОНО изменяется; может иметься специфика, обусловленная деятельностью конкретного Предприятия (ст. 283 НК РФ, п. 16 ПБУ 18/02). Если Оценщик не имеет специальных познаний в сфере налогообложения и бухгалтерского учета, следует привлечь профильных специалистов. Материалы указанных специалистов подлежат оформлению в соответствии с требованиями п. 11-13 ФСО №3 [8].

 

Сноски

1. С учетом положений ПБУ 18/02, в т.ч. примера расчета из приложения, следует воспринимать в значении ~ «налог на прибыль за счет убытков прошлых лет не может быть снижен более, чем на 50%».

2. Например, доходный подход к оценке основных средств в затратном подходе к оценке Предприятия.

3. с учетом общих ограничений на применение подхода [7].

 

Источники:

  1. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 №73-ФЗ.
  2. Приказ Минфина России от 19.11.2002 № 114н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02».
  3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
  4. «Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) (ред. от 26.12.2018).
  5. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
  6. Приказ Минэкономразвития России от 01.06.2015 № 326 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Оценка бизнеса (ФСО № 8)».
  7. Пример обоснования отказа от использования сравнительного подхода к оценке предприятия.
  8. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)».

 

 

 

документ создан 18.03.2022 09:00 , последнее изменение 18.03.2022 09:05
5.1
5. Пресс-центр