Новости
Ирина Астраханцева: «Оценщики освоят всё»
Пандемия коронавируса поставила многие компании перед необходимостью перехода на дистанционный формат. По мнению регионального представителя Ассоциации в Ивановской области Ирины Астраханцевой, сейчас самое время осваивать новые ИТ-компетенции.
Сама Ирина учиться не перестает никогда — за ее плечами факультет экономики и управления Ивановского государственного энергетического университета, защита двух диссертаций, многочисленные курсы повышения квалификации, тренинги, семинары, конференции, тестирования… Заведующая кафедрой информационных технологий и цифровой экономики ИГХТУ, доктор экономических наук, участник энциклопедии «Известные Ученые», кавалер Ордена Александра Великого «За научные победы и свершения» и представитель династии оценщиков поделилась своим опытом организации цифровой рабочей и образовательной среды, рассказала о том, какие навыки будут необходимы нам в цифровой экономике.
- Ирина Александровна, как в вашем вузе организовали дистанционное обучение и как удалось решить вопрос с организацией конференций?
- В Ивановском государственном химико-технологическом университете я внедряю электронную образовательную среду с 2014 года. Поэтому смешанный формат обучения был уже организован давно. Кроме того, в ИГХТУ традиционно обучается большое количество студентов из Китая. Поэтому дистанционный формат для этих студентов был организован заранее – еще в январе 2020 года. Занятия со всеми студентами сейчас проводятся с использованием комбинации сервисов, позволяющих вести вещание на стриминговые платформы с возможностью записи, такие как Youtube, Twitch или сервисы электронной образовательной среды университета. Применяются системы видеоконференцсвязи с возможностью удаленной демонстрации экрана, такие как Zoom или популярный у студентов Discord. В случае с IT-дисциплинами современные средства предоставляют широкие возможности. К примеру, удаленно демонстрировать работы и получать обратную связь от преподавателя с помощью GitHub – это хостинг для ИТ-проектов, который позволяет отслеживать изменения в коде. Его можно использовать для того, чтобы продолжить ветку написания проектов с открытым исходным кодом, а потом предложить его ИТ-сообществу. А еще можно проводить сессии парного программирования. Это такая техника, при которой исходный код создается парами людей, программирующих одну задачу. Для этой цели используются такие инструменты, как, например, LiveShare для Vscode, чтобы в онлайн-режиме отслеживать код совместно с другими пользователями.
- Как в целом, по вашему мнению, отразится на сфере образования нынешняя ситуация с пандемией?
- Изменения в системе образования накапливались долгое время. В образовательных учреждениях развивались цифровые образовательные платформы (не так быстро, как хотелось бы), росли образовательные платформы типа Coursera с массовыми онлайн-курсами. Сторонники традиционного образования критиковали и отвергали онлайн-обучение. Однако за две недели преподаватели и студенты освоили новые образовательные платформы и новые способы передачи знаний студентам. Образование никогда больше не будет прежним. Скорее мы придем к смешанному формату, так как, с одной стороны, традиционные занятия могут уйти в онлайн-формат, а люди, как существа социальные, будут осуществлять на практических и проектных работах коммуникации, так как от них во многом зависит качество обучения.
Кстати, такой формат уже давно практикует Ассоциация. Сейчас я обучаюсь по магистерской программе в РЭУ им. Плеханова «Судебная финансово-экономическая экспертиза» по направлению «Юриспруденция». И мне очень нравится такой смешанный формат обучения: дистанционный — в течение семестра, и очный — во время сессии. Хочется еще сказать спасибо организаторам за подбор преподавателей программы. Преподаватель-практик — это то ценное, что можно получить в образовании. Он умеет не только системно представлять новый материал, но и разбирать практические реальные кейсы, без которых юриспруденцию не освоить.
- Тема одной из ваших диссертаций — «Правовое регулирование цифровых финансовых активов в РФ». Почему вы ее выбрали? И что вы думаете о законопроекте о цифровых финансовых активах, который планировали принять в эту весеннюю сессию?
- Выбор темы диссертации был достаточно легким. Я хочу сделать работу на стыке юриспруденции, экономики и ИТ отрасли. Цифровые финансовые активы – это новая метатехнология, которая так же объективно и неизбежно войдёт в нашу жизни, как когда-то вошло электричество, хотя от его изобретения до промышленного применения прошло немало времени. В двадцать первом веке цифровые технологии являются неотделимыми от всех областей нашей жизни, и все мы это поняли в течение последнего месяца. Среди возможностей этой технологии – создание цифровых активов, рынков криптовалют, подтверждение личности, введение децентрализованных услуг. Однако можно выделить целый спектр нерешенных вопросов в правовом регулировании цифровых финансовых активов в Российской Федерации. Это и определение юрисдикции, локализация персональных данных, налоговое регулирование, постановка на учет, валютное регулирование и надзор. Возникают риски отмывания денежных средств, необходима разработка мер по противодействию финансирования терроризма. (Примечание: в 2019 году Ассоциация также обращалась к этой теме — были выпущены Методические разъяснения по оценке стоимости криптовалюты).
- Каким вы видите развитие цифровой экономики?
- Не хотелось бы быть футурологом. Однако буквально поколение назад наши родители осваивали компьютеры. У всех получилось. Мы освоили. Наши дети уже учились во времена Интернета. Умение кодить и читать код будет необходимым навыком в цифровой экономике. Не нужно этого бояться и говорить, что у меня не получится. Технологии постоянно совершенствуются, в языках программирования создаются различные библиотеки, которые позволяют программировать «с комфортом». Оценщики освоят все.
- Как в вашей жизни появилась оценка? Кто первым из вашей семьи начал заниматься оценочной деятельностью?
Оценочной деятельностью первыми из нашей семьи начали заниматься моя мама, Коновалова Маргарита Герасимовна, и мой свекр, Астраханцев Виктор Васильевич, кандидат физико-математических наук. Можно сказать, что я – уже второе поколение в оценке.
Мама, как строитель с 20-летним опытом, передавала свой опыт по недвижимости. А Виктор Васильевич, как математик, — по моделированию.
- Чем вас привлекает это направление?
- Оценщик должен беспристрастно и объективно рассмотреть объект оценки, учесть мнение и интересы всех сторон и выдать своё мнение относительно стоимости. Эта системность и объективность потом помогают любые проблемы рассматривать так же всесторонне.
- Удалось ли перевести на удаленную работу в связи с карантином сотрудников вашей оценочной компании? Были ли сложности?
- Нас в общей сложности 15 человек, и мы все расположены в разных регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Иваново, Кинешма). Поэтому дистанционная работа для нас была не нова. Имеются облачные хранилища для информации (такие как Onedrive, Google disk, Yandex disk, диск mail), электронный документооборот с контрагентами. Дополнительно через стандартную программу Windows настроили удаленный доступ к офисным компьютерам, которые включаются и выключаются по запросу. Создание цифровых рабочих мест – одно из моих любимых направлений в организации труда на фирме и в вузе. Это концепция 21 века: человек не просто должен иметь возможность продолжить работу вне стен офиса, но и цифровая рабочая среда должна подстраиваться под потребности работника (речь о выборе места нахождения в физическом и цифровом мире). Цифровое пространство позволяет нам не быть в офисе 8 часов, а выполнять работу дистанционно в удобное время, ориентируясь на результат.
Производительность труда сотрудников возросла на 20 %: сократилось время на переезд. Сложности сейчас есть с осмотром объектов оценки. Пока их проводим с соблюдением санитарных норм. Рассматриваем возможность использования приложений для удаленной фотофиксации объектов, таких как, например, ViewApp. И прорабатываем с Ассоциацией закрепление такой возможности в соответствующих методических разъяснениях и рекомендациях.
Прогнозы строить во времена «Великого карантина» не возьмусь. Если это крутой переход в 6-й технологический уклад, значит так тому и быть. Призываю всех осваивать новые ИТ-компетенции.
- Чем займетесь после окончания магистратуры? Чему еще хотите научиться?
- Хочу продолжить изучение смарт-контрактов. У юристов и программистов логика одна: и программа, и договор должны содержать четкий алгоритм действий по предмету договора. Например, арендная плата 10 000 рублей в месяц (var rent = 10 000 рублей), оплата до 15 числа текущего месяца (var termPayment = 15) и так далее.
- Есть ли у вас хобби? Как предпочитаете отдыхать?
- Люблю учиться. Постоянно читаю профессиональную литературу, слушаю онлайн-курсы.
Предлагаем также ознакомиться с другими интервью в рубрике «От первого лица».