Новости
		Риски, проблемы и последствия введения государственной монополии на проведение экономических экспертиз по уголовным делам обсудили в Общественной палате Российской Федерации
		
	
	09.12.2022 в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Риски, проблемы и последствия введения государственной монополии на проведение экономических экспертиз по уголовным делам».
Участники круглого стола обсудили Проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р. Документ подготовлен Минюстом России, размещен на Федеральном портале проектов нормативно-правовых актов regulation.gov.ru и нацелен на включение судебной экономической экспертизы (финансово-экономической, финансово-аналитической, налоговой) по уголовным делам в перечень видов судебных экспертиз, которые могут проводить только государственные судебно-экспертные учреждения.

«Год назад мы уже обсуждали подобную тему — тогда речь шла о государственной монополизации судебно-экспертной деятельности в делах об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости. Еще тогда прозвучал аргумент, на который была интересная реакция судов — о том, что исполнительная власть пытается принять документ, который определяет деятельность другой ветви власти. Сейчас у нас похожая ситуация, и наша задача — всесторонне ее рассмотреть, обсудить все риски, выдвинуть предложения, консолидировать позицию, которую мы дальше уже отработаем с государственными структурами», — сказал Андрей Усенко, модератор мероприятия, член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Российской Федерации, президент Вятской ТПП.

Усенко А.Л., модератор круглого стола, член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Российской Федерации, президент Вятской ТПП.
Мероприятие было инициировано Союзом судебных экспертов «Экспертный совет». Общественное обсуждение Проекта поправок в распоряжение правительства проходит до 15.12.2022. В пояснительной записке есть только один абзац обосновывающий введение п.VI Проекта распоряжения: негосударственные судебно-экспертные учреждения могут занижать возможный ущерб государству, сумму недополученных в бюджет государства налогов.
Председатель Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет» Алексей Каминский сообщил участникам круглого стола, что два часа назад Рабочая группа по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере земли и недвижимости в инициативном порядке рассмотрела поправки, предлагаемые Минюстом России и приняла единогласное решение о необходимости исключения п.VI из проекта распоряжения Правительства. В своем докладе спикер отметил, что обоснование необходимости введения данных поправок малоинформативно, доводы гипотетические, формулировка противоречит нормам УК РФ и УПК РФ. Введение указанной нормы приведет к исключению принципа состязательности сторон, существенному расходованию бюджетных средств и значительному срыву сроков производства по уголовным делам, прежде всего по резонансным. Непонятно, зачем эти изменения нужны следственным органам, если сегодня в соответствии с п.5 Пленума Верховного суда №28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» следственные органы могут обращаться к негосударственным экспертам только в случае, если в государственных судебно-экспертных учреждениях нет соответствующих специалистов.
«Реальные случаи из нашей практики: когда Следственный комитет России по резонансным делам обращается за экспертизой в государственные организации, то сталкивается с очень длительными сроками ее проведения — до полутора лет. Пока у следственных органов есть возможность выбора, но если поправку примут, им придется ждать по полтора года, когда в госучреждении дойдет до них очередь, что сорвет все сроки производства по резонансным делам. Кадровые проблемы – это отдельная тема. Важно отметить, что по стоимостным экспертизам наиболее сложных объектов, таких как оценка бизнеса крупных банков, страховых компаний, холдингов вопрос кадров в госучреждении не может быть решен в принципе, так как специалистов, которые могут выполнить качественное исследование таких объектов, крайне мало и они не работают в государственных учреждениях», — подчеркнул Алексей Каминский.
 Каминский А.В., Председатель Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет», президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет»
Каминский А.В., Председатель Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет», президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет» 
Усенко А.Л., модератор круглого стола, член Комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты Российской Федерации, президент Вятской ТПП
По словам участников заседания, актуальность проблемы существования «договорных» экспертиз в негосударственных экспертных учреждениях по уголовным делам в стране сильно преувеличена. Обвинительные приговоры в отношении судебных экспертов по экономическим экспертизам по «профильной статье» 307 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за «заведомо ложное заключение эксперта», в стране не выносились. Каких-либо объективных негативных тенденций в этой сфере не наблюдается. Не ясен и масштаб проблемы занижения негосударственными экспертами ущерба, причиненного бюджету в результате совершения преступлений в сфере экономики — такой статистики тоже нет.
Сергей Ефимов, директор АНО «Экспертно-Правовой Центр «Финансовые расследования и судебные экспертизы», член Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет» в своем выступлении сосредоточился на таких рисках, как утрата состязательности, коллапс со сроками и потенциальный рост безработицы в среде судебных экспертов.
Спикер привел результаты анализа рынка экономической экспертизы. По его словам, примерно половину всех экономических экспертных заключений по уголовным делам делают госучреждения — в частности, МВД, Минюст и СК. Остальное закрывают негосударственные эксперты. Потеря этой части грозит окончательной утратой состязательности. Защита не сможет ходатайствовать о назначении судебной экспертизы негосударственным экспертам, уменьшится вес специалиста в уголовном процессе, исчезнет альтернативная экспертная позиция по уголовному делу.
«Многие считают, что основные задачи экономической экспертизы не являются сложными и уникальными. Казалось бы, с пересчетом налогов, переоценкой активов, изучением движения денежных средств и ресурсов и их оценкой справится любой экономист, разбирающийся в налогах и бухучете. Но это не так. Многие преступления, особенно по резонансным уголовным делам, совершаются с помощью дополнительных механизмов — это использование криптовалюты, различных сложнейших банковских схем, схем рынка ценных бумаг. Расследование их требует привлечения узкопрофильных специалистов и сложных специализированных программ или баз. Таких специалистов и инструментов в госучреждениях нет! А если эти задачи некому будет закрывать, пострадают все — и суды, и следствие.
Ну и о риске безработицы — за 30 лет на рынке сложился определенный пул экспертов, которые регулярно привлекаются к проведению экономических экспертиз. В случае принятия поправок все они останутся без работы. Понятно, что в их числе есть и недобросовестные, но это не значит, что когда занозило палец, нужно рубить всю руку. Необходимо регулировать их деятельность – заставлять сдавать экзамены, создавать реестр экспертов, сертифицировать экспертные методики, создавать понятные правила игры для всех», — высказался Сергей Ефимов.
 Гревцов С.Ю., Партнер, Руководитель практики уголовно-правовой защиты Адвокатского бюро «Бартолиус»
Гревцов С.Ю., Партнер, Руководитель практики уголовно-правовой защиты Адвокатского бюро «Бартолиус»
Ефимов С.В., директор АНО «Экспертно-Правовой Центр «Финансовые расследования и судебные экспертизы», член Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет»
Каминский А.В., Председатель Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет», президент Ассоциации «СРОО «Экспертный совет»
В заседании круглого стола приняли участие представители ведущих адвокатских бюро, в том числе и адвокаты, в прошлом работавшие следователями. Все они также сошлись во мнении, что в проекте распоряжения отсутствуют разумные обоснования.
«В 73-ФЗ есть принцип проведения экспертизы – независимость. Четко написано, что эксперт не может находиться в какой-либо зависимости от органов, назначивших экспертизу. При этом мы понимаем, что практически все следователи СК экономические экспертизы будут назначать в ГЭУ при Следственном комитете РФ. Следователи МВД – в ЭКЦ МВД, следователи ФСБ – в экспертном центре ФСБ. Очевидно, что эксперты со стороны — более независимы от следователей, которые назначают эту экспертизу. Я сам был следователем и могу сказать, что проще назначить эксперта из госучреждения. Однако назначение независимого эксперта позволяет значительно сократить сроки. В целом статья 41 федерального закона о государственной судебно-экспертной деятельности распространяет свое действие на экспертов с обеих сторон — и на государственных, и на независимых. Поэтому, на мой взгляд, необходимости в дополнительном регулировании нет», — заявил Алексей Буканев, Партнёр Адвокатского бюро ZKS.

Буканев А.Н., партнёр Адвокатского бюро ZKS 
Третьяков К., партнёр Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»
Спикер также отметил, что часто сталкивался с ошибками со стороны государственных экспертов. Тему поддержал Константин Третьяков, Партнёр Адвокатское бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», рассказав о том, что недавно столкнулся с ситуацией, когда результат госэкспертизы не устроил следователей и пришлось назначать коммерческую.
«Недобросовестные эксперты есть, но они встречаются с обеих сторон. Отсеять их однозначно нужно, определенное регулирование этой сферы пойдет на пользу всем. Но, конечно, это не должно быть в таком формате, как сейчас предлагается», — сказал Константин Третьяков.
С коллегами согласился и Александр Аронов, Председатель президиума, Управляющий партнер Коллегии адвокатов «Аронов и партнеры».
«Уместнее предусмотреть единое рамочное регулирование для производства судебной экспертизы как государственными, так и негосударственными экспертами. Это, вполне возможно, позволит успокоить многие опасения инициаторов изменений, и при этом сохранит безусловно полезный элемент в системе взаимодействия в рамках производства по уголовному делу», — сказал Александр Аронов.
 Аронов А.В., Председатель президиума, Управляющий партнер Коллегии адвокатов «Аронов и партнеры»
Аронов А.В., Председатель президиума, Управляющий партнер Коллегии адвокатов «Аронов и партнеры» 
Константинова Д.М., Партнер Адвокатского бюро «Забейда и партнеры»
Дарья Константинова, Партнер Адвокатского бюро «Забейда и партнеры» рассказала, что тоже работала следователем, сейчас она адвокат, поэтому о проблеме длительных сроков производства экспертиз в государственных учреждениях знает не понаслышке: «Проблематика со сроками действительно есть, усугублять этот вопрос странно. Если следователь не согласен с выводами эксперта, он может назначить другую экспертизу в другом экспертном учреждении. И какая тут проблема решается предлагаемыми поправками, совершенно непонятно».
Сергей Гревцов, Партнер, Руководитель практики уголовно-правовой защиты Адвокатского бюро «Бартолиус» указал на отсутствие необходимости дополнительного регулирования экспертной сферы.
«Не ломается — не чини. Все и так работает, дополнительное регулирование здесь не нужно. Относительно сроков обращу внимание, что конечной жертвой увеличения сроков являются обвиняемые по делам. У каждого было такое в практике, когда обвиняемому продлевали меру пресечения под стражей просто потому, что не готова экспертиза. Нарушаются сроки не расследования, нарушаются сроки изоляции от общества, люди в сизо сидят дольше, вот главный вред», — заявил Сергей Гревцов.
 Гревцов С,Ю., Партнер, руководитель практики уголовно-правовой защиты Адвокатского бюро «Бартолиус»
Гревцов С,Ю., Партнер, руководитель практики уголовно-правовой защиты Адвокатского бюро «Бартолиус» 
Рамазанов И.Р., главный редактор Журнала «Уголовный процесс»
Ислам Рамазанов, главный редактор журнала «Уголовный процесс» добавил, что специалисты, работающие в коммерческих экспертных учреждениях, в большинстве своем имеют значительный опыт работы в государственных организациях.
«Получается, что пока человек работает в госучреждении, он достаточно квалифицирован. Государство тратит на него ресурсы – чтобы обучить, повышать его квалификацию, опыт, но как только он увольняется и уходит «на вольные хлеба», все это перечеркивается, и этот эксперт становится никем для государства. Такой подход нелогичен и неприемлем», — сказал Ислам Рамазанов.
Антон Гусев, Партнер практики уголовно-правовой защиты Юридической фирмы «Тимофеев, Гусев и партнеры» рассказал о своем негативном опыте взаимодействия с государственными судебно-экспертными учреждениями, когда на попытку заказать экспертизу он столкнулся с проблемой отсутствия там необходимых специалистов и сроком проведения экспертизы около года.
«Мы ведем сейчас защиту Анатолия Кайро по делу «Рольфа». И у нас прошла экспертиза, где все его дилерские центры, все недвижимое имущество было негосударственными экспертами оценено в 1 рубль. При этом сказали, что рыночную стоимость оценить невозможно. А что предшествовало этому? Следователь сначала обратился в Минюст, который в конце 2019 года ответил, что 74 объекта на оценку, в том числе канализация и водопровод – это очень много: у ведомства нет специалистов, которые могут оценить водопровод и канализацию. Есть специалисты по оценке земельных участков, но у них в производстве – сверхнормативный объем экспертиз, поэтому ждать придется до конца 2020 года.
Регулировать отрасль определенно надо, и у меня есть очень конкретные предложения: запретить Минюсту не иметь специалистов, проводить экспертизу дольше двух месяцев и запретить следствию единолично назначать экспертизу. А все остальные предпосылки для того, чтобы следствие назначало производство экспертизы в государственные учреждения, уже есть», — высказался Антон Гусев.
 Гусев А.А., Партнер практики уголовно-правовой защиты Юридической фирмы «Тимофеев, Гусев и партнеры»
Гусев А.А., Партнер практики уголовно-правовой защиты Юридической фирмы «Тимофеев, Гусев и партнеры» 
Гаджиев Я.А., Партнер уголовной практики Коллегии адвокатов «Юков и партнеры»
«Бороться нужно не только за время проведения экспертизы, но и за качество, за суть этой экспертизы, потому что мы работаем с людьми, от нашей работы зависит их жизнь и свобода. Все чаще следствие длится годами, с устранением института особого порядка по тяжким преступлениям сроки рассмотрения дел в судах первой инстанции выросли кратно! А люди в это время находятся под мерой пресечения. Считаю, что необходимо исключить прямые правоотношения следователя с экспертами – неважно, частные они, или государственные. Это позволит значительно улучшить качество экспертиз, которые ложатся в основу большинства уголовных дел», — заметил Яков Гаджиев, Партнер уголовной практики Коллегии адвокатов «Юков и партнеры».
Варвара Кнутова, партнёр Юридической компании «Сотби» затронула проблему административного давления.
«Часто эксперты из госучреждений не выражает свою независимую экспертную позицию, а просто дают ответы, которых от них ждет следствие, особенно когда в самом вопросе следователя уже заложен некий ответ. Видимо, потому что считают, что раз вопрос задан определенным образом, то и отвечать на него необходимо так же. Даже по очень сложным резонансным делам, даже когда эксперт видит, что нельзя сравнивать один показатель с другим, что это несравнимые величины, он сравнивает их, если такая задача была поставлена следователем. У меня был случай, когда эксперт посчитал убытки, не учитывая никакое корпоративное законодательство, которое должен был, кстати, следователь учесть, потому что он знает право. Один миллиард там три раза посчитали – сначала в выручке дочернего предприятия, потом в дивидендах, потом в упущенной выгоде… Так что я за здоровую конкуренцию и за наличие негосударственных экспертных организаций с хорошей репутацией», — сказала Варвара Кнутова.
 Кнутова В.Ю., партнёр Юридической компании «Сотби»
Кнутова В.Ю., партнёр Юридической компании «Сотби» 
Юлова Е.Г., Председатель Московской коллегии адвокатов «Юлова и партнеры»
Елена Юлова, Председатель Московской коллегии адвокатов «Юлова и партнеры» отметила, что в свое время адвокатское сообщество горячо приветствовало изменения в УПК, обязывающие суд принимать заключения специалиста, представленные адвокатом.
«Сейчас суды отказывают в признании заключений специалистов в качестве доказательств, приобщении их к делу, поскольку негосударственный эксперт не имеет права давать рецензию и вообще давать какую-то оценку заключению, сделанному государственным экспертом. У меня сейчас в практике дело, где экспертиза, определяющая размер ущерба, сделана государственным экспертом, которому не предоставили ни договора, ни бухгалтерских документов. И я с содроганием думаю, что суд откажет мне в допросе специалиста — уважаемого в своем сообществе, обладающего необходимым опытом. Если эти поправки будут приняты, то куда мне как адвокату бежать, чтобы защищать своих подзащитных по экономическим преступлениям, если я и сейчас уже не могу пользоваться таким действенным инструментом доказывания, как заключение специалиста? Государственные эксперты отказываются делать их во внесудебном порядке. Таким маленьким изменением в какое-то распоряжение нивелируются базовые принципы, заложенные в УПК, адвокаты лишаются действенного инструмента», — подчеркнула Елена Юлова.
Антон Киреев, Старший юрист, адвокат уголовно-правовой практики КА «Муранов, Черняков и Партнеры» назвал тревожным явное смещение уголовного судопроизводства в сторону обвинительного уклона.
Предлагаемыми изменениями из рук адвокатов выбивается действенный инструмент защиты. Речь идет как о праве заявить ходатайство о производстве дополнительной экспертизы в ином экспертном учреждении, которое, возможно, представит альтернативное заключение, так и в целом о праве на получение альтернативного заключения в коммерческом учреждении, либо на получение рецензии, на опрос, на участие специалиста в допросе эксперта в суде и т.д. Таким образом, нивелируется такой незыблемый и основополагающий принцип уголовного судопроизводства, как состязательность сторон», — сказал Антон Киреев.
С ним согласился Яков Булут, адвокат Бюро адвокатов «Де-юре».
 Киреев А,П., старший юрист, адвокат, уголовно-правовая практика КА «Муранов, Черняков и Партнеры»
Киреев А,П., старший юрист, адвокат, уголовно-правовая практика КА «Муранов, Черняков и Партнеры» 
Булут Я,С., адвокат Бюро адвокатов «Де-юре»
«Прочитав пояснительную записку, я так понял, что на скамье подсудимых сегодня все негосударственные эксперты. Что им вменяется в вину? Насколько я понял, договороспособность. Грешит ли этим адвокатское сообщество, сообщество сотрудников органов правоохранительной власти и даже судов? Тоже да. Получается, что если руководствоваться такой логикой, то устранять надо и адвокатов, и всех остальных, и непонятно, кто в итоге останется. Так можно прийти к ситуации, когда негосударственных экспертов не останется вовсе, все будут решать только государственные, а то, что они так или иначе подвержены административному воздействию, это факт, не требующий доказательств», — заметил Яков Булут.
Данила Ильин, адвокат МКА «Единство – Солидарность» высказался о риске кадровой проблемы, который озвучивали предыдущие спикеры.
«Я убежден что ее не возникнет, судебные экспертизы не будут назначаться по тем делам, где следователю и так все ясно. Такая позиция уже сформирована по налоговым преступлениям в СК в Москве. Сам по себе институт судебных экспертиз как доказательств деградирует. Вместе с тем все еще действует закон, согласно которому стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. И здесь соглашусь с опасениями, что сторона защиты будет лишена права на стадии представления доказательств стороной защиты допрашивать в суде специалистов из негосударственных учреждений, соответственно сторона защиты будет лишена права на сбор и представление доказательств, то есть, по сути, фундаментальное право, заложенное УПК, идет вразрез с этим проектом распоряжения правительства», — отметил Данила Ильин.
 Ильин Д.В., адвокат МКА «Единство – Солидарность»
Ильин Д.В., адвокат МКА «Единство – Солидарность» 
Полыгалова О.А., заместитель генерального директора АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ
Оксана Полыгалова, заместитель генерального директора АНО «СОЮЗЭКСПЕРТИЗА» ТПП РФ, выступая от лица одной из многих автономных некоммерческих организаций, которые занимаются судебной и досудебной уголовной экспертизой, выразила возмущение тем фактом, что изменения в экспертной сфере планируются и инициируются практически без обсуждения с представителями профессионального сообщества.
«За последние две недели я посетила два мероприятия — заседание в Совете федерации и конференция в Минюсте, где обсуждалась необходимость огосударствления экспертизы. Из полсотни участников непосредственно негосударственные экспертные учреждения представляли всего 4 человека. При этом у большинства участников этих мероприятий явно было четкое понимание, к чему отрасль движется, какое будущее ее ждет. А мы, профессиональное сообщество, не в курсе — все без нас решают. Я с радостью воспользуюсь резолюцией сегодняшнего круглого стола, а также позицией Рабочей группы по реализации механизма регуляторной гильотины в сфере земли и недвижимости, чтобы в свою очередь с площадки ТПП инициировать письмо на имя Председателя Правительства о нецелесообразности утверждения данных изменений».
Андрей Яковлев, Управляющий партнер МКА «Яковлев и партнеры» также дал резкую правовую оценку обсуждаемой инициативе.
«Эксперт — это иной участник судопроизводства, как правило физлицо, гражданин РФ. Исходя из этого, подобная инициатива нарушает одно из основных конституционных прав граждан – на участие в отправлении правосудия. Нельзя дискриминировать граждан по признаку государственной службы», — сказал Андрей Яковлев.
 Яковлев А.Ю., Управляющий партнер МКА «Яковлев и партнеры»
Яковлев А.Ю., Управляющий партнер МКА «Яковлев и партнеры» 
Кубасов А.Г., директор, руководитель направления по подготовке экспертных отчетов, Отдел Форензик компании Kept: аудит, консалтинг, налоги
Антон Кубасов, директор, руководитель направления по подготовке экспертных отчетов Отдела Форензик компании «Kept: аудит, консалтинг, налоги» подчеркнул, что в зарубежных странах отсутствует госмонополия на экспертизы, применяется принцип состязательности. Контроль за деятельностью экспертов в других странах определяется банальной аккредитацией.
«Я руководил и участвовал в большом количестве международных проектов, в т ч судебных, и с уголовными расследованиями. Мое мнение, исходя из моего международного опыта: очень сложно объединить экспертов в какую-либо организацию. Эксперты выбираются исходя из специфики дела, они должны обладать соответствующим опытом. Например, в нашей компании в России сейчас работают более 4000 специалистов, а в международной сети, которая была раньше, работало свыше 170 000 человек, и все это — профильные эксперты только по финансовым и экономическим вопросам. И мы очень часто на проекты привлекали субподрядчиков, если вопрос оказывался очень узким и даже нашей компетенции не хватало. Поэтому мне непонятно, как в государственной организации можно всех этих экспертов объединить и как обеспечить им постоянную загрузку», — задумался Антон Кубасов.
Заместитель председателя Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет» Владимир Лебединский привел практический пример.
«Мы сейчас обсуждаем риски в теории, но давайте посмотрим, что происходит на практике. Ровно год назад была введена монополия государства на экспертизу в делах об оспаривании кадастровой стоимости объектов недвижимости. Заявляли, что быстро всех специалистов в госучреждениях обучат. В результате в десятках регионов отказались от этой практики. Началось все с того, что сроки, которые стали заявлять государственные эксперты, в разы превышали сроки негосударственных. Цены тоже почему-то существенно выросли. Несколько месяцев суды помучались, за это время Верховный суд принял решение, которое дало возможность вернуться к практике назначения негосударственных экспертов. И обращаю особое внимание: это были простые экономические экспертизы, а проектируемая норма охватывает ряд сложных экспертиз, по которым специалистов немного», — поделился Владимир Лебединский.
 Лебединский В.И., заместитель председателя Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет»
Лебединский В.И., заместитель председателя Правления Союза судебных экспертов «Экспертный совет»
В завершении мероприятия Андрей Усенко, проинформировал участников круглого стола, что консолидированная позиция о необходимости исключения из проекта распоряжения пункта VI будет направлена в Минэкономразвития России, Минюст России, Верховный суд и в силовые Ведомства. А всем, кто имеет дело с судебной экономической экспертизой и также не согласен с принятием поправок, рекомендуется оставить отзыв на проект распоряжения на портале regulation.gov.ru.
Больше новостей в нашем Телеграм-канале
Материалы по теме:
- Проект распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р.;
- анонс мероприятия;
- видеозапись мероприятия;
- Союз судебных экспертов «Экспертный совет»;
