Новости
Союз СОО формирует консолидированную позицию по ключевым вопросам оценочной деятельности

11 ноября 2019

Одной из основных задач Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» является представление интересов профессионального оценочного сообщества при взаимодействии с третьими лицами, прежде всего – с Государством в лице Минэкономразвития России, Центрального Банка России, Государственной Думы и других органов государственной власти. Обязательным условием эффективного диалога является наличие консолидированной позиции по ключевым вопросам оценочной деятельности.

6 ноября Союз СОО провел рабочую встречу членов апелляционных комиссий Минэкономразвития России, которые озвучили свое видение задач апелляционного органа и обсудили правила рассмотрения жалоб на СРОО. Эти же вопросы по инициативе Союза были рассмотрены ранее руководителями СРОО – членами Союза - 15 октября на стратегической сессии. На этих мероприятиях эксперты формировали консолидированную позицию по проблематике работы Апелляционного органа при Минэкономразвития России (АО МЭР).


Мероприятия проводятся в смешанном очном-онлайн формате, что позволяет эффективно вовлекать в работу коллег из регионов России.

Напомним, АО МЭР создан для рассмотрения жалоб на СРОО. В соответствии с существующей законодательной конструкцией, жалобу на Оценщика можно направить в Дисциплинарный комитет СРОО, а результаты ее рассмотрения могут быть обжалованы в Коллегиальном органе управления СРОО и в судебном порядке. По мнению Минэкономразвития России, Апелляционный орган призван стать промежуточным этапом досудебного урегулирования.

Поможет ли АО МЭР очистить рынок от запредельных оценок и экспертиз? Кто кроме СРОО может принимать решение о запредельности и низком качестве отчетов, за которые необходимо выносить меры дисциплинарного воздействия? В чью пользу рассматривать дискуссионные замечания? На эти и другие вопросы отвечали представители СРОО, сформулировав в итоге общие Правила рассмотрения жалоб на СРОО.

«Нам необходимо выработать единые правила по рассмотрению апелляций, понятные членам апелляционного органа МЭР и Союза СОО, СРОО, оценщикам и потребителям оценочных услуг. СРОО и оценщик не должны зависеть от того в какой тройке (пятерке) будет рассматриваться жалоба. Я лично принял участие в рассмотрении шести жалоб. К сожалению, у членов комиссий нет единогласия даже во взглядах на основную задачу АО. В каждой тройке были коллеги, которые считали, что если в СРО пожаловались на действительно плохой отчет, то СРОО обязано удовлетворить  такую жалобу и вынести меру дисциплинарного воздействия оценщику, и неважно при этом, какие доводы привел заявитель. Приходилось каждый раз убеждать коллег в том, что апелляционный орган должен рассматривать только саму жалобу и ответ СРОО на нее, так как СРОО имеет право рассматривать только факты, указанные в жалобе, но никак не сам отчет.  Если члены АО с замечаниями не согласны, то они не подтверждаются независимо от качества отчета. Если члены АО согласны с замечанием, но также согласны с ответом СРОО на него, то такое замечание также не подтверждается. Эти вопросы нам нужно обсудить и выработать по ним единую позицию», — сказал Председатель Совета Союза СОО Алексей Каминский.

«Дискуссионные замечания должны рассматриваться в пользу СРОО – хотя термин «дискуссионность» требует уточнения. Если замечания не подтверждаются, а в отчете члены АО находят ошибки, на которые не обратил внимания заявитель жалобы, то жалоба не подтверждается, а в СРОО направляется письмо с соответствующей информацией», — сказал д.э.н. Кирилл Кулаков, вице-президент СРО РАО, Член Совета Ассоциации «СРОО «Экспертный совет», докладывая о результатах работы мини-группы.

Говоря о предварительных итогах работы АО, эксперты отметили, что в тестовом режиме Апелляционные комиссии рассмотрели 23 претензии в адрес СРОО, отклонивших жалобы на отчеты об оценке, выполненные их членами. Основное количество жалоб было от ГБУ Москвы. Половина этих жалоб была рассмотрена в пользу СРОО. Не было ни одной жалобы на отчет, на который было выдано положительное заключение СРОО, ни в одном из отчетов члены АО не установили, что стоимость выходит за границы рыночного диапазона. Учитывая, что в год представители всех саморегулируемых организаций оценщиков делают более двух млн отчетов об оценке, этих двух с небольшим десятков рассмотренных жалоб явно недостаточно для завершения апробационного периода. Поэтому говорить об итогах апробации пока преждевременно. Тем более, что те проблемы, о которых говорил регулятор, запуская процесс апробации апелляционного механизма, в этой статистике не фигурируют.

Однако, когда Минэкономразвития России будет намерено завершить апробацию, итоги ее нужно подводить совместно с Союзом.

«Мы должны доработать проект Положения об АО МЭР, зафиксировать в нем, что все члены АО должны быть представителями разных саморегулируемых организаций. Должна быть предусмотрена возможность — в том числе дистанционная — участия в работе АО жалобщика, СРОО, на которую жалуются, и оценщика. Материалы жалобы, в том числе позиции членов АО, должны направляться оценщику, СРО, на которую жалуются, и самому заявителю заблаговременно до заседания АО. Если в отчете выявлены нарушения законодательства, не указанные в жалобе заявителя, то они не должны учитываться при рассмотрении жалоб.», — отметила Екатерина Царькова, Исполнительный директор НП СРО «Деловой Союз Оценщиков», обобщая итоги работы мини-группы.

В ходе обсуждения члены СРОО обратили внимание на законодательную проблему обязательного применения МДВ при наличии любого нарушения в отчете. Два МДВ за год — за любые, пусть и незначительные —нарушения, грозят приостановкой деятельности на месяц, три — исключением из СРОО. Например, отсутствие ОГРН Заказчика или балансовой стоимости объекта в отчете формально может стать причиной исключения из СРОО. Эксперты задумались о возможностях решения этого вопроса, в большинстве своем поддержав утверждение о необходимости наделения СРОО правом не наказывать оценщиков за нарушения, не оказывающие никакого влияния на итоговую величину стоимости.

 

Материалы по теме:

документ создан 11.11.2019 10:17 , последнее изменение 11.11.2019 11:37
5.1
5. Пресс-центр