Новости
В унисон против законопроекта «О государственной кадастровой оценке»

13 октября 2015

8 октября 2015 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись Общественные слушания «Пути совершенствования законодательства в области кадастровой оценки» (видеозапись мероприятия доступна по ссылке).

Большой интерес к теме кадастровой оценки обусловил широкий состав участников мероприятия. Помимо членов Общественной палаты РФ, в Общественных слушаниях приняли участие представители законодательных и исполнительных органов власти федерального, регионального и муниципального уровня, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», межотраслевых объединений ТПП РФ, РСПП, «ОПОРА РОССИИ», отечественных и международных профессиональных объединений, образовательных учреждений.

Участники слушаний обсудили проблемы государственной кадастровой оценки (ГКО), а также проект Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (Законопроект), предлагающий ввести неоправданные кардинальные изменения в систему государственной кадастровой оценки. Ключевым вопросом стала дилемма – есть ли необходимость в революционном изменении концепции кадастровой оценки и института оспаривания кадастровой стоимости или же существенного улучшения ситуации можно добиться эволюционным законодательным совершенствованием действующего механизма?

Со вступительным словом к участникам слушаний обратился Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса Д.В. Сазонов. Он рассказал о высокой общественной значимости темы слушаний – кадастровая стоимость является базой налогообложения как физических, так и юридических лиц. Было отмечено, что искажение кадастровой стоимости отрицательно влияет на всех:

  • занижение кадастровой стоимости приводит к снижению налоговых поступлению в бюджет субъектов РФ и муниципальных образований, что не позволяет им выполнять расходные обязательства;
  • завышение кадастровой стоимости – неоправданно повышает налоговую нагрузку на Бизнес, делая его неконкурентноспособным, повышает социальную напряженность в целом.

В конце сентября 2015 года состоялось онлайн совещание с региональными Общественными Палатами, которое показало их высокую заинтересованность в проведении данных Слушаний.

Вице-президент Международной Академии ипотеки и недвижимости, председатель Международного клуба инвесторов «Интеграция», заместитель руководителя рабочей группы при ГД РФ по мониторингу законодательства в сфере налогообложения имущества И.С.Радченко озвучила плюсы и минусы действующих законов, регулирующих налогообложение имущества. Она отметила, что 86% граждан являются собственниками жилья, однако большинство из них получило его через приватизацию, а значит им не знакомо бремя ответственности за свою собственность. Резкое повышение налогов на имущество несомненно вызовет социальную напряженность. И.С. Радченко особо отметила несовершенство существующей методики кадастровой оценки, что по умолчанию делает налогообложение несправедливым.

Президент Партнерства А.В. Каминский выступил с докладом на тему: «Проект ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Введение института государственных налоговых оценщиков – панацея от всех бед или новые проблемы для бизнеса и населения?».

Среди основных причин низкого качества результатов ГКО были отмечены: низкое качество исходных данных, непрофессионализм исполнителей работ по ГКО, а также административное давление со стороны региональных органов власти как на исполнителей работ по оценке, так и на муниципалитеты. В качестве примеров давления были приведены цитаты Президента Республики Татарстан, руководителей Владимирской области и решение Комиссии по оспариванию в Курской области – из них явно видна заинтересованность чиновников в формировании завышенной налоговой базы и сохранении ее любой ценой, вне зависимости от рыночной ситуации.

Введение института государственных налоговых оценщиков поставит под полный контроль чиновников кадастровую оценку и фактически приведет к отказу от рыночной базы при определении кадастровой стоимости и, как следствие, к отмене института оспаривания.

Докладчик отметил, что в последние годы для повышения качества результатов ГКО были разработаны проекты Приказов Минэкономразвития России. Их утверждение позволит существенно улучшить ситуацию с кадастровой оценкой и оспариванием результатов определения кадастровой стоимости в рамках эволюционного развития законодательства. К слову, буквально на днях Минэкономразвития России уже утвердило Приказ, устанавливающий дополнительные требования к исполнителям работ по ГКО.

А.В. Каминский обратил внимание участников слушаний, что проект Резолюции подготовлен на основе протоколов различных мероприятий, проходивших в Общественном совете при Росреестре, «Деловой России», «ОПОРЕ РОССИИ», Торгово-промышленной палате РФ, а также ряда региональных мероприятий. Основной итог этих обсуждений – принятие Законопроекта не решит существующих проблем, а только их усугубит. Необходимо широкое публичное обсуждение проблем кадастровой оценки и механизмов их решения, а также внесение изменений в действующее законодательство в рамках существующей концепции ГКО.

Вице-президент Ассоциации «Объединение саморегулируемых организаций оценщиков» проф., д.э.н. К.Ю. Кулаков, представил доклад «Институт оспаривания кадастровой стоимости как необходимый элемент системы налогообложения имущества». На примере столичного региона было наглядно показано, что владельцев недвижимости ожидает многократное увеличение налога на имущество. К.Ю. Кулаков перечислил негативные положения Законопроекта, реализация которых приведет к существенному снижению качества результатов кадастровой оценки:

  • исключается экспертиза отчетов об определении кадастровой стоимости;
  • исключается экспертиза отчетов об оценке рыночной стоимости, выполненных для целей оспаривания кадастровой стоимости;
  • из состава Комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости исключаются представители профессионального оценочного сообщества.

  

Отдельно было отмечено низкое качество работы Комиссий по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Докладчик обратил внимание, что в 2015 году были внесены изменения в Закон об оценочной деятельности в части необходимости проводить экспертизу отчетов об оценке в СРОО на подтверждение стоимости, изменения по введению ответственности СРОО за некачественную экспертизу до 5 млн. руб., а также предложены конкретные шаги, способные в рамках действующего законодательства существенно улучшить ситуацию с оспариванием результатов определения кадастровой стоимости.

Общественный представитель уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей М.И. Карпова представила анализ нововведений, предлагаемых в Законопроекте. Было отмечено, что не стоит «изобретать велосипед раз в пятилетку» – потенциал существующего законодательства и его развития еще не исчерпан: отсутствует необходимость в кардинальных изменениях. Ряд конструктивных положений законопроекта может быть интегрирован в Закон об оценочной деятельности.

Заместитель председателя комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области О.В. Григорьева поделилась опытом по созданию и эксплуатации электронной системы учета недвижимости, которая интегрирует результаты космической фотосъемки, данные налогового и кадастрового учета. Система позволяет выявлять неучтенные объекты недвижимости. Как оказалось в результате проведенных работ, таких объектов в Волгоградской области насчитывается более сотни тысяч, были выявлены факты множественного учета одного и того же объекта в разных базах данных (в кадастре один и тот же объект был учтен 36 раз, в налоговой базе – более 140 раз!).

В докладе было наглядно показано, что налоговую базу можно формировать не за счет необоснованного увеличения кадастровой стоимости, а путем проведения качественной инвентаризации объектов налогообложения.

Заместитель Министра имущественных отношений Московской области В.С. Мурашов подчеркнул, что прямую ответственность за результаты ГКО несет руководитель субъекта, а наилучшим решением по повышению доверия к институту кадастровой оценки станет попытка регулировать споры вне судов и комиссий. Была приведена статистика: в 2015 году в Московской области была изменена кадастровая стоимость 80 тысяч земельных участков. Из них в Комиссии и Суде были оспорены всего 10%: основной массив ошибок был связан с некачественной информацией по объектам оценки (ошибочный вид разрешенного использования, отсутствие точного адреса, противоречие в характеристиках объектов оценки и т.д.) и исправлен кадастровыми оценщиками в добровольном порядке.

Заместитель председателя Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ по вопросам государственной регистрации прав и кадастровому учету Л.В. Усович напомнила присутствующим, что базовый закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в котором описаны процедуры межведомственного взаимодействия и ответственность за несоблюдение этих процедур, вступает в силу с 01 января 2017 года. Кроме того, реформа кадастровых инженеров, которые формируют кадастровый реестр и исправляют в нем неточности, только началась. Первые результаты реформы регистрации прав на недвижимое имущество появятся только в 2017 году. По мнению докладчика, до этого времени нецелесообразно вводить кардинальные изменения в институт кадастровой оценки.

Заместитель председателя по вопросам оценочной деятельности и информационному обеспечению рынка недвижимости Комитета по предпринимательству в сфере экономики недвижимости ТПП РФ В.В. Журба отметил, что в регионах сейчас нет специалистов для проведения работ по ГКО. Законопроект в свою очередь предлагает создать «ненужную управляемую прокладку», которая будет заниматься не кадастровой, а государственной оценкой. Докладчик акцентировал внимание на том, что ответственность за исходные данные должна находиться на региональном уровне, при этом за результаты кадастровой оценки должны отвечать независимые оценщики. В.В. Журба привел статистику: из 72 млн. участков, стоящих в России на кадастровом учете, лишь 35 млн. имеют сведения о границах (из них подавляющая часть не соответствует законодательству). Кроме того, в Законопроекте отсутствует увязка между кадастровой и рыночной стоимостью, что оставляет место для ошибочных интерпретаций. Докладчик призвал немедленно приступить к апробации Методических рекомендаций, одобренных Советом по оценочной деятельности при Минэкономразвития России; их успешное внедрение позволит снять множество спорных вопросов.

Также на Слушаниях выступили: Заместитель начальника Управления оценки объектов недвижимости Росреестра А.Л. Кабашов, вице–председатель Челябинского регионального отделения «ОПОРА РОССИИ» Д.А. Константинов,член Совета РОО Э.А. Бобунов, член Комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса О.М. Данилова, Председатель комитета по оценке Российской гильдии управляющих и девелоперов Ю.С. Липпонен, Первый вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» по экспертно-аналитической деятельности В.Л. Корочкин, заведующий кафедрой РАНХиГС, Заместитель директора Института отраслевого менеджмента Богомольный Е.И., член Комиссии Общественной палаты РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК В.И. Винницкий, Глава филиала RICS И.А. Аксенова, Заместитель председателя группы по оценке RICS П.В. Карцев, Президент Межрегиональной общественной организации «Деловые люди» О.В. Косец, Заместитель председателя Общественной палаты Вологодской области И.М. Рзаев, член Научно-консультационного Совета ОПРФ В.С. Самошин.

В ходе обсуждения выступлений участники слушаний отметили, что Государству и Обществу необходимо избрать эволюционный путь развития существующего законодательства в области кадастровой оценки и института оспаривания, отказаться от практики внедрения неапробированных процедур и методик.

В конце мероприятия модератор дискуссии отметил, что судьба законопроекта остается неясной, однако профессиональное и предпринимательское сообщество должно оставаться «в состоянии боевой готовности», чтобы оперативно среагировать на законодательную инициативу Государства.

По результатам мероприятия можно резюмировать, что критическое отношение к обсуждаемому документу разделяют все, хотя каждый из участников представил собственное видение минусов и скрытых опасностей Законопроекта.

Проект резолюции Общественных слушаний будет доработан в течение следующей недели.

В группе Партнерства в «Фейсбуке» велась прямая текстовая трансляция мероприятия.

 

Слушаниями в Общественной Палате РФ завершился промежуточный этап обсуждения законопроекта «О государственной кадастровой оценке», проходившего в последние месяцы на различных площадках:

  • на пресс-конференции в «Интерфаксе» (04.06.2015 г.);
  • на заседании Комиссии по кадастровой оценке и оспариванию результатов определения кадастровой стоимости Общественного совета при Росреестре (11.09.2015 г.);
  • на круглом столе Смоленского регионального отделения «ОПОРА России» (14.09.2015 г.);
  • на круглом столе отраслевого отделения «Деловой России» по оценочной деятельности (15.09.2015 г.);
  • на заседании Общественного совета при Росреестре (17.09.2015 г.);
  • на заседаниях Региональных советов по оценочной деятельности в Волгоградской области и Челябинской области (22.09.2015 г.);
  • на заседании Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему «Кадастровая оценка: новая методология, новые правила отбора исполнителей» (24.09.2015 г.).

 

Материалы по теме:

документ создан 9.10.2015 15:38 , последнее изменение 13.10.2015 15:34
5.1
5. Пресс-центр